Нечаянно закатал человека в асфальт: подробности трагедии в Смоленской области

Дорожный рабочий умер под катком асфальтоукладчика в конце рабочего дня. Он сам выбежал в запретную зону, однако вину с водителя, управлявшего техникой, это не сняло. Мужчине суд вынес приговор за совершенную оплошность, принесшую смерть человека. При этом дочь погибшего отказалась от материальных исков

Трасса «Москва - Минск» -федеральная, денежная: на ее содержание всегда много средств выделяют. Сюда рабочие ездят регулярно, дорога старательно содержится в  хорошем состоянии.

Вот и прибыла очередная бригада асфальтное покрытие менять. Среди рабочих был Федор Свидерский. Уже 10 лет он трудился на этом поприще, казалось, знал все от «А» до «Я». Но, как и все, утром поставил подпись, что проинструктирован и знания правил техники безопасности освежил.

- Ну что, погнали? Пока зной не начался! - сказал кто-то из мужиков.

А и то правда: время было 8:30, но уже чувствовалось, что солнце будет обжигать всех. День 13 августа 2017 года выдался очень жарким.

Хотелось скорее дождаться окончания смены. И на то было две причины: во-первых, собирались отметить День строителя. А во-вторых, работы на 404 км трассы в Смоленском районе заканчивались. И 51-летний Федор уже предвкушал, как поедет домой в Брестскую область к жене Ольге.

Та, как почувствовала мысли, позвонила:

- Федь, смотри там не переусердствуй с праздником! Вечером лучше сразу домой поезжай.

- Да ну, ты же меня знаешь: только за компанию если, а так расчет получу - и в путь.

Это был последний разговор супружеской пары…

После обеда трудиться становилось все сложнее: от асфальта шел раскаленный жар, еще и сверху солнце добавляло. Ну ничего - скоро уже финиш.

Тем временем, пять катков выехали плющить уложенный материал, делая дорогу гладкой. По периметру рабочей зоны стояли оранжевые фишки, которые указывали водителям, что ведутся ремонтные работы.

Так что образовалась «пробка» по направлению в Москву. Нетерпеливые автомобилисты нервничали, ожидая, когда им можно будет проехать по свободной полосе. Машины сигналили друг другу, слышалась ругань. А рабочие не обращали большого внимания на это - скорее бы все закончилось! Праздник ведь, а они все еще «вкалывают».

Из показаний коллеги Федора Свидерского: «Мы ждали окончания смены, договорились уже, что немного отметим праздник. Но во время рабочего дня все были трезвыми. У нас с этим строго. Да и жара была такая, что всех бы быстро «развезло», не доделали бы запланированное».

К вечеру ко всем «прелестям» добавился дождь.  Резко собрались тучи, хлынул ливень. Но асфальтно-бетонная смесь еще не вся была выработана. Пришлось немного пережидать и продолжать!

Из показаний бригадира Виктора Семенникова: «В конце рабочего дня начался ливень. По инструкции укладку асфальта требовалось остановить - в соответствии с «Планом производства работ», утвержденным главным инженером предприятия. Инструкцию выполнить мы не смогли по техническим причинам - асфальтоукладчики не выработали асфальто - бетонную смесь. Пришлось продолжить работы. Я распорядился, чтобы рабочие стояли на расстоянии пяти метров от дороги. В их техническое задание входило, чтобы на дорожное полотно не попала грязь».

Благо, ливень быстро закончился. От горячего асфальта пошли клубы пара вверх. Ну вот, начало седьмого часа, почти все уложено. Два катка уже завершили свой труд, еще три продолжали работать, осталась буквально пара минут.

Федор пошел собирать фишки. Все, дело сделано, пора завершать рабочий день. Только вдогонку раздался крик от коллеги Сергея:

- Куда ты торопишься? Погоди!

Инструкция такова: пока техника на участке, собирать фишки нельзя. Сбор фишек - сигнал к разрешению движения автомобилей.

Но Федор уже был у линии, разделявшей проезжую часть от той, что ремонтировалась. Нагнулся, чтобы взять этот яркий колпачок в руки - и все… Раздался дикий, но короткий крик. На рабочего наехал огромный каток.

«Я не давал указания дорожным рабочим собирать фишки, - подтвердил в ходе предварительного следствия бригадир. - Свидерский стоял поодаль дороги вместе с остальными дорожниками, пока три оставшихся катка остаются на полотне. Но когда я повернулся, увидел: Петр Косенков наехал на ноги Федора задним вальцом».  

На теле раздавленного тяжеленной дорожной техникой мужчины живого места не осталось.

Из заключения судмедэкспертов:

«Дорожный рабочий Ф.П. Свидерский упал на дорожное покрытие, и ему были причинены  следующие повреждения: переломы лобной доли, кровоизлияния под твердую мозговую оболочку в затылочной области, под мягкие мозговые оболочки, мозжечок и желудочки мозга, переломы ребер, разрывы правого легкого, печени, множественные кровоизлияния в правую плевральную и брюшную полости, оскольчатый перелом крестца. Травмирующий фактор – асфальтоукладчик».

Сердце водителя асфальтоукладчика екнуло сразу, как он почувствовал препятствие сзади. А картина, которую он увидел, выглянув, заставила все похолодеть внутри. Как же так?!

Вскоре на место приехало высокое начальство, прибыли и следователи. Ольге сообщили, что она теперь - вдова. А Петра начали вызывать на бесконечные допросы и знакомить с множеством экспертиз, которые были сделаны. Раз за разом цитировали инструкцию:

«- машинист катка не должен отвлекаться во время работы, обязан внимательно следить за показаниями контрольно-измерительных приборов, нормальным режимом двигателя;

- машинисту катка запрещается допускать нахождение посторонних лиц на машине и рабочей зоне во время работы;

- в зоне работы катков запрещается находиться посторонним лицам».      

Защита настаивала на том, что Федор попал в так называемую «слепую зону». Но - нет: следствие пришло к выводу, что водитель не увидел человека по собственной вине.

Из показаний бригадира: «Косенков управляет катком с 2014 года. Кабина катка застеклена, закрытых зон нет. Обзор - 180 градусов. Кресло не двигается вокруг, однако видимость обеспечивается из крайнего положения кресла при  повороте торса. В кабине имеются два  боковых зеркала, в них видны крайние точки вальца...».

В приговоре суда записано, что Косенков в левое зеркало должен был видеть, как потерпевший подходит к фишкам за его катком.

Случившееся было официально признано несчастным случаем:

«Смерть Свидерского дорожно-транспортным происшествием не считается, имеет место быть несчастный случай на производстве».

Так праздник закончился трагедией. Ольга и дочь Федора отнеслись с пониманием ко всему. Скандала не было, желания наживы - тоже. Только невыразимое горе.

Единственное, вдова не верила, что муж поступил беспечно, нарушив технику безопасности. Уверяла, что, это было случайно:

«Мой супруг был дорожным рабочим третьего разряда, - давала свидетельские показания женщина. – Очень плохо видел – астигматизм. Носил линзы на работе, а в обычной жизни  - очки. Наверное, потому и не заметил катка Наверняка он думал, что все уехали уже»

Конечно, не заметить огромный асфальтоукладчик очень сложно. Хотя теперь и разницы уже нет, человека все равно не вернуть.

- 11 марта 2020 года суд признал Петра Косенкова виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 216 УК РФ (нарушение безопасности при ведении строительных или иных работ, повлекшее по неосторожности смерть человека), и назначил ему наказание - один год и шесть месяцев лишения свободы, - прокомментировала заместитель прокурора Смоленского района Смоленской области Ирина Ермакова. - На основании статьи 73 УК РФ суд постановил считать назначенное наказание условным, с испытательным сроком два года.

Что касается морального ущерба, суд постановил отказать в удовлетворении исковых требований потерпевших о компенсации морального вреда. Основание -  отказ истца (дочери погибшего) - от иска.

Марина РАССОЛОВА, Смоленский район



подпишитесь на нас в Дзен