Платные услуги: на что пациент имеет право и кто следит за соблюдением требований

Медицинские услуги можно получить как бесплатно, так и платно. Следовательно, данная категория отношений регулируется Законом РФ от 7 февраля 1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон Российской Федерации). Отношения, связанные с оказанием платных медицинских услуг, регулируются также ФЗ

от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", "Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 (далее – Правила).

При предоставлении платных медицинских услуг имеются свои особенности

  • Предоставление платных медицинских услуг осуществляется при обязательном наличии у медицинского учреждения лицензии на каждый вид работы (услуги) (п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности").

  • Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

  • При оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях пациент имеет право ознакомиться с записями, сделанными медицинским работником в медицинской документации во время приема (посещения на дому) – план лечения.

При предоставлении платных медицинских услуг между исполнителем и заказчиком заключается договор в письменной форме и он должен содержать: сведения об исполнителе; сведения о пациенте (заказчике); перечень платных медицинских услуг по договору; стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты; условия и сроки предоставления платных медицинских услуг и т.д.

ИСПОЛНИТЕЛЬ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ ОБЯЗАН:

Оказать медицинскую услугу надлежащего качества. Медицинские услуги должны соответствовать методам диагностики и лечения, применяемым на территории РФ. При оценке качества медицинских услуг следует учитывать положение, согласно которому в случаях, если исполнитель услуг знал о цели соответствующей услуги, то их качество должно соответствовать этой цели. Относительно проверки качества предоставленных платных медицинских услуг поясняем, что Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, является Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).

Оказать медицинскую услугу, безопасную для жизни и здоровья потребителя. Потребитель медицинских услуг должен быть информирован о наличии противопоказаний при применении медикаментозных средств или определенных методов диагностики и лечения. Такая информация должна быть предварительной; соответствующие сведения должны быть сообщены потребителю до начала оказания соответствующих медицинских услуг, так как от этого зависит решение вопроса о том, следует ли давать согласие на соответствующее медицинское вмешательство.

Оказать медицинскую услугу в установленный срок. В договоре могут устанавливаться начальные, конечные и промежуточные сроки, а также этапы выполнения необходимых мероприятий. При нарушении сроков их оказания пациент вправе потребовать назначения нового срока, предоставления медицинской услуги другим специалистом, расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

Предоставить потребителю всю необходимую информацию о себе и об оказываемых услугах (наименование или фирменное наименование, местонахождение; место государственной регистрации; сведения о лицензии на занятие определенными видами деятельности; сведения о специалистах, их категории с указанием номера сертификата; информация о режиме работы медицинской организации и каждого специалиста; подробная информация о перечне оказываемых услуг, об их стоимости, включая льготы для отдельных категорий населения, о порядке расчетов, которые могут быть произведены либо в самой медицинской организации, либо в учреждениях банка).

Следует отметить, что оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных Правилах, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение допускаются в рамках контроля качества и безопасности медицинской деятельности, лицензионного контроля за медицинской деятельностью, а до 1 сентября 2021 года также при надзоре в области защиты прав потребителей (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467).

Более подробную информацию и разъяснения Вы можете получить в консультационном центре ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» по адресу: г. Смоленск, ул. Тенищевой, 26 (территория Управления Роспотребнадзора по Смоленской области) или по телефону 84812646026.

По материалам, предоставленным областным управлением Роспотребнадзора.



подпишитесь на нас в Дзен