Борис Гребенщиков**: «Аквариум» движется от ада к свету

Группа «Аквариум» гастролирует в поддержку нового альбома «Время N». Почему БГ не смотрит Олимпиаду по телевизору, какая сумма денег нужна ему для счастья и где музыкант находит места силы, артист рассказал нашему корреспонденту.

– Борис Борисович, вы болеете за кого-то из наших спортсменов на Олимпиаде? И вообще, как относитесь к ситуации, что наших не пускают?

– Дело в том, что когда я наблюдаю за тем, как здоровые люди смотрят в коробочку за тем, как бегают по полю десятки таких битюгов, у меня, честно говоря, челюсть отваливается. Как люди дошли до такого маразма, понять не могу.

– Вам в принципе спорт не нравится или не любите наблюдать за ним?

– Спорт – это хорошо. Не нравятся мне миллионы идиотов, которые смотрят на то, как другие бегают. Лучше не смотреть, а бегать самому. Что им это дает? Они становятся лучше от этого?

– Азарт, адреналин…

– Лучше пусть инъекцию себе сделают – дешевле будет.

– Максим Леонидов недавно хвалил ваш новый альбом. Вы вообще интересуетесь мнением коллег?

– Не интересуюсь. Но мне приятно слушать любую критику, потому что это позволяет сделать что-то лучше. Специально я мнение не спрашиваю. И мне очень приятно слышать, что Макс хвалил.

– Вы рассказывали, что новый альбом стал движением от кромешного ада к свету…

– Ну, я так ощущаю, да.

– А что вас подвигло обратиться к такой метафоре?

– Мне кажется, что жить в аду – занятие фантастически скучное и совершенно бездарное.

– На открытии вашей выставки картин вы критиковали нынешние российские реалии. Почему?

– Я говорю то, что вижу, ощущаю. По счастью, ТВ я не смотрю.

– А в Интернете разве не так?

– Там у каждого есть возможность смотреть то, что он хочет. Меня в Интернете интересуют отдельные музыкальные сайты, то, что происходит у меня в «Фейсбуке*». Там у меня только те люди, которых я знаю, поэтому мне интересно, что они пишут. Там много разных смешных вещей, новости… Еще мне нравится рассматривать фантастически красивые картинки – это такой уровень прекрасного идиотизма.

– А рэп-баттлы ради интереса смотрите?

– Я рос на окраине Петербурга, у нас был огромный двор, была детская площадка и беседочка из дерева. И в этой беседочке вместо детей все время отдыхали алкоголики. И рэп-баттлов я там наслушался, когда мне было лет 6-7. И то, что алкаши у нас во дворе говорили лучше, чем нынешние рэперы. Некоторые были очень изобретательны. Зачем я буду второсортные слушать?

– Какой самый приятный комплимент в свой адрес прочитали в Интернете?

– Вы знаете, я не запоминаю. Я радуюсь и иду дальше.

– А из критического ничего не задевает?

– Нет. Каждый день, с лета 2017 года по 10 января 2018-го, когда шла активная работа над альбомом «Время N», я проходил все песни в разном порядке и смотрел, что можно сделать лучше! Пять или шесть месяцев подряд выстраивал, как это должно быть. Внимательно слушал всех, кто мне что-либо по этому поводу говорил – хорошее или плохое, страшное или приятное.

– Сегодня люди скачивают отдельные музыкальные файлы. Есть ли смысл делать концептуальный альбом, логически выстраивая композиции?

– Да. Всегда есть огромная аудитория ангелов, которая слушает, воспринимает, и им это жизненно нужно. Поэтому я делаю это в расчете на то, что у меня есть такой же слушатель, как я сам. Из симфонии кусочек в две минуты никак ножницами не вырежешь. Вот любой альбом – это симфония.

– Вы много путешествуете по Индии. Ищете духовного наполнения?

– На Земле существует огромное количество специфических мест. Их называют «местами силы», волшебными. На них, как правило, строятся какие-то храмы, что-то еще… У меня по этому поводу есть книга, которую я сейчас доделываю. Она будет называться «Священные места Индии».

– Напитываетесь там энергетикой?

– Нет. Это было бы, наверное, хорошо, удачно и просто, но для этого надо быть индусом, чтобы по-человечески напитаться. Но некоторые места поражают и позволяют заглянуть внутрь самого себя. А это самое главное.

– Когда из Индии приезжаете в Россию, чувствуете разницу?

– Нет, ничего не меняется. Бог один – что в Индии, что здесь.

– А появились коллекционеры именно ваших художественных работ?

– Точно есть покупатели. На днях ушли четыре картины, которые оплатили микширование нового альбома. Я только затем картины и продаю. Деньги на запись никто нам не дает, а альбом требует огромных средств. Краудфандинг (сбор денег) у нас был один из самых успешных в истории, и он оплатил приблизительно две трети записи, которые мы сделали за эти два года. А треть все равно осталась неоплаченной, хотя мы и собрали много денег. Краудфандингом мы воспользовались один раз, и хватит. Второй раз просить у людей неудобно. Я крайне благодарен всем.

– Когда вы ездите с гастролями, часто возникает ощущение: «О, это мой город, здесь я смог бы жить»?

– У меня такое ощущение по отношению ко всему миру. Я себя везде прекрасно чувствую. И живу везде. Этот мир ведь Господь сотворил, плохого здесь быть не может!

– Появились первые кадры нового фильма Кирилла Серебренникова о Викторе Цое «Лето». Поклонники возмутились, что исполнитель главной роли не похож на Цоя. На ваш взгляд, актер должен внешне походить на человека, которого играет?

– Думаю, это личное дело каждого, и любой кинорежиссер вправе делать абсолютно все, что хочет. Это его творение. Другое дело, что если придет какой-нибудь режиссер и будет снимать фильм про Бориса Гребенщикова**, я лично ему уши надеру. Потому что не надо использовать мое имя. Я однажды читал про себя сценарий – чудовищная халява!

– Вы недавно высказались, что музыканты существуют ради денег и славы. Но к вам же это не относится?

– Я не мог такое сказать. Я говорил, что Элвису Пресли нечего сказать. Я спрашивал у журналиста: «Что хотел сказать Элвис?». Да ничего он не хотел сказать… Он хотел обниматься с девушками, иметь миллион долларов, и чтобы его все обожали и носили на руках. И всем этого хочется. Римскому-Корсакову, даже Глинке этого хотелось.

– И вам тоже хочется миллион долларов?

– Я думаю, взял бы 250 миллионов. Тогда следующие пару лет со звукозаписью у нас не было бы проблем.

 

Борис Борисович Гребенщиков**

 

Родился в Ленинграде 27 ноября 1953 года в семье инженера и юриста.

Окончил в 1974 году ЛГУ имени Жданова, факультет прикладной математики.

Основал в 1972 году группу «Аквариум» вместе с несколькими единомышленниками. В апреле 1980 года, после выступления на рок-фестивале в Тбилиси, был исключен из комсомола, уволен с работы в Ленинградском НИИ социологии. Группу официально запретили. В 1981 году «Аквариум» стал членом Ленинградского рок-клуба.

Работает на радио с 2005 года, ведет программу «Аэростат» на «Радио России».

Снимался и писал музыку для кино: «Асса», «Танец Дели», «Рок», 2Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви».

Признание. Премия «Триумф», премия «Люди нашего города», Царскосельская художественная премия.

Семья. Дочь Алиса Гребенщикова (от Натальи Козловской), актриса; внук Алексей Дондурян, сын Алисы; сын Глеб Гребенщиков (от Людмилы Шурыгиной), музыкант; внучка Алиса, дочка Глеба; пасынок Марк Титов (сын третьей супруги Ирины Титовой), музыкант; Василиса Гребенщикова (в одних источниках говорится, что это дочка БГ от Ирины Титовой, в других – что это приемная дочка БГ) – художник; супруга Ирина Титова (с 1989 года).



подпишитесь на нас в Дзен

*Организация запрещена на территории РФ

*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов