Читаем мелкий шрифт: как нас обманывают мобильные операторы

Разговор по мобильному телефону с дочерью привел абонента сотовой связи Сергея к неожиданным результатам, которыми он поделился с нами в письме. Как только он положил трубку, раздался сигнал о входящем SMS-сообщении. Отправитель информировал, что Сергея подключили к платной услуге. Не успел молодой человек

удивиться, ведь действий с телефоном по подключению услуг с его стороны не предпринималось, как новое SMS-сообщение известило о сайте и пароле, без которого на этот сайт не зайдешь. Третье сообщение поставило перед фактом: оказалось, что сервис не просто подключен, а куплен сроком на 1 месяц, по окончании которого платная услуга будет автоматически продлена.

Однако лишние услуги на телефоне многим пользователям и даром не нужны. А за деньги тем более. «Пришлось позвонить в сотовую компанию и потребовать, чтобы избавили от сервиса и вернули деньги, без моего ведома списанные со счета. В компании возвращать деньги отказались категорически, утверждая, что они списаны правомерно. «Вы нажали «звездочку», – убеждала меня сотрудница компании. Не убедила. Скорее разозлила. Кому приятно сознавать, что тебя фактически против воли лишили денег, да еще и отказываются признать свою вину?», – пишет Сергей.

К сожалению, подобная бизнес-практика стала нормой для многих мобильных операторов. Навязыванием платных услуг грешат почти все компании мобильной связи. Поисковая система «Яндекс» выдает тысячи ссылок на запрос про обман абонентов сотовых сетей.

Не так давно Арбитражный суд Красноярского края вынес решение, согласно которому сотового оператора привлекли к административной ответственности в виде штрафа в 30 тысяч рублей. Суть дела заключается в том, что один гражданин обратился с жалобой в краевое управление Роскомнадзора с просьбой рассмотреть вопрос о подключении его отцу услуги «Привет». Данную услугу гражданин у оператора связи не заказывал, долгое время вообще не знал о ее существовании и о том, что она платная.

В Роскомнадзоре расценили это как навязывание абоненту без его согласия дополнительной опции, что противоречит правилам оказания услуг связи. Роскомнадзор настоятельно рекомендует обманутым абонентам искать правды и защиты в их ведомстве. К сожалению, даже активность Роскомнадзора не служит полной гарантией защиты интересов граждан. Слишком много нарушений, слишком инертны граждане, которые не хотят тратить время и нервы на то, чтобы вернуть свои деньги. Речь, как правило, идет о незначительных суммах в 10–30 или 100 руб. в месяц, которые растворяются в общих расходах на мобильную связь.

Однако эти «копейки», с учетом масштабов поставленного на поток обмана, превращаются в миллионы и миллиарды рублей прибыли для сотовых компаний. Адвокат Владислав КАПКАНОВ советует абонентам сохранять чеки, что позволит в дальнейшем предъявить претензии.

Когда абоненты не пользуются мобильной связью, они все равно не застрахованы от материальных потерь. Для этого пишутся хитрые пункты в договорах на оказание услуг. Так, например, существует пункт правил, согласно которому оператор вправе продолжать предоставлять абоненту услуги даже при наличии у последнего нулевого баланса счета.

При таком раскладе разве можно поручиться, что в один прекрасный день не окажешься в долговой кабале у своего сотового оператора? Именно это и произошло с сотрудницей столичной риэлторской фирмы, ребенок которой поиграл на телефоне сразу на 522 тысячи рублей. Суд, к слову сказать, принял сторону абонента.

Юристы считают, что обман в любом случае нельзя оставлять безнаказанным, и предлагают следующий алгоритм действий. «В случае если права потребителя были нарушены оператором связи, необходимо с заявлением в письменной форме обратиться к нарушителю. Любые жалобы и заявления составляются в двух экземплярах, один из которых под расписку необходимо отдать оператору или направить по почте с уведомлением о вручении», – говорит юрист Московского общества защиты прав потребителей Жанна ЕФИМОВА.



подпишитесь на нас в Дзен