Экстремальный месяц на удаленке: как мобилизовать себя на работу из дома

Пандемия коронавируса вносит свои коррективы в распорядок жизни миллионов людей по всеми миру. Главы многих стран призвали жителей «добровольно самоизолироваться» и не посещать общественные места либо свести выходы из дома к минимуму. Если пенсионерам и детям выполнить эти условия довольно просто, то что же

делать работающей части населения?

Как адаптироваться к временным, но экстремальным для многих условиям, рассказывает психолог Михаил ГРУБИЧ.

Так или иначе в пути до места работы и обратно мы контактируем с сотнями людей – в общественном транспорте, магазине, да и просто на улице. Выход, который предложили сегодня многие, – удаленный режим для офисного персонала. Рабочие часы никто не сокращает, сотрудник продолжает выполнять все свои обязанности, только из дома. Идею сначала восприняли с энтузиазмом, однако на практике оказалось, что трудиться с нужной отдачей таким образом получается далеко не у всех. Сотрудник просто не может настроиться на производственный лад дома. Возникает соблазн поесть, поспать, сделать уборку или просто посмотреть телевизор. Все, что угодно, только не работа.

Как войти в офисный ритм и эффективно спланировать свое время, чтобы в нем действительно были полноценные рабочие часы, рассказывает Михаил ГРУБИЧ: «Тренд перехода на удаленный режим работы на самом деле далеко не нов. С каждым годом все больше соискателей на рынке труда предпочитают вакансии именно на дому. В этом есть множество плюсов: не надо тратить деньги и время на дорогу, можно сэкономить на одежде, да и питаться намного дешевле, чем в офисных столовых. Но одно дело, когда человек приходит к такому решению сам и уже имеет подобный опыт, то есть понимает, что от него требуется самодисциплина, знает, как выстроить свой рабочий день без надзора начальника.

И совсем другая ситуация, в которой оказались сегодня сотни тысяч работников по всей стране, когда «удаленку» им ввели «сверху» и буквально за несколько дней. Естественные эмоции, которые испытывает сотрудник, это растерянность и страх: «А как мне выстроить коммуникацию с сотрудниками из других отделов, если я – дома?»

Не меньшую сумятицу вносит и беспокойство перед неизвестным. Учитель, который десятки лет приходил в класс к 7-30 утра, сегодня должен за несколько дней освоить компьютерные программы-помощники и вести занятия онлайн. Если молодым приспособиться в силу возраста легче, то сотрудники в годах испытывают вполне объяснимое беспокойство и даже страх».

* КАК ОБУСТРОИТЬ РАБОЧУЮ ЗОНУ

Приказ начальства о переходе на удаленку уже есть. Теперь это надо принять и предпринять шаги в направлении создания соответствующих условий дома.

Комментарий специалиста: «Эффективная работа на дому строится на двух «китах» – это пространство и время, – поясняет Михаил ГРУБИЧ. – Первое и самое главное – это ваше место. В идеале хорошо бы оборудовать себе отдельный кабинет, заходить в который рекомендуется только на время работы. Так сформируется причинно-следственная связь и проще будет настроиться. Но выделить для трудовых отношений целую комнату есть возможность далеко не у каждого. Если квадратные метры на счету, то отведите себе просто рабочий уголок: он может быть в зале, в кухне и даже на балконе!

Надо найти такое место, где вам никто не будет мешать. Один мой знакомый, который проживал с тремя детьми в однокомнатной квартире, оборудовал себе рабочую зону в ванной. Там он запирался поздними вечерами и мог два-три часа спокойно трудиться.

По сути, не важно, где будет стоять ваш ноутбук, главное, чтобы вы понимали: когда вы входите в свою зону – пошел отсчет именно рабочих часов.

Я категорически не советую что-то делать на диване или в кресле возле телевизора. Мозг ассоциирует эти места с отдыхом, что не располагает к деловому настрою. Убедитесь, что ваше место и удобное, и эргономичное, чтобы день не закончился больной шеей или чем похуже. Хороший стул, нормальный стол, быть может, большой монитор, если он необходим для работы, и свет, – вот и всё, что вам нужно. Если сомневаетесь, что этого достаточно, то поставьте таймер и каждый час разминайте ноги. или потратьтесь на стол для работы стоя».

* ДЕЛО ТРЕБУЕТ – ВЕДИТЕ ОТСЧЕТ ВРЕМЕНИ

Режим удаленной работы полон соблазнов. Вот вы сели за монитор компьютера, а рабочего настроения нет. «Завтра наверстаю – за оба дня всё сделаю» – убеждаете себя вы. Но приходит следующий день, дел – в два раза больше, а настроя как не было, так и нет.

Что же делать? Неужели без «нагоняя» от начальника ничего не получится?

Комментарий специалиста: «Помимо организации рабочего пространства необходима внутренняя самодисциплина и соблюдение четкого распорядка дня, – акцентирует наше внимание Михаил ГРУБИЧ. – Иначе вы вдруг обнаружите, что полдня прошло, а ничего не сделано, зато просмотрены сотни роликов в Интернете, плюс велась активная переписка (по 100 и больше сообщений) с друзьями. Никто не заставляет вас дома трудиться ровно с 9 до 18-ти. Но по-прежнему 8 часов на дела – это эффективное распределение времени. Вы можете быть в графиках с 8 до 17-ти или же с 10 до 19-ти.

Работа состоит не только из переговоров с партнерами, отчетов и прочих рутинных задач. Конечно же, это и коммуникация с начальством и коллегами. Следите за тем, чтобы основное количество звонков и переговоров приходились на первую половину дня. Кстати, с точки зрения биологических часов человека, утро – самое продуктивное время для мыслительной деятельности, ну а вторую половину займите рутинной работой. Не забывайте про 10-15 минут отдыха каждые 2-3 часа. Пейте чай или кофе, пройдитесь по квартире, сделайте небольшую зарядку».

* НЕ СТОИТ ПРЕРЫВАТЬ ОБЩЕНИЕ

Комментарий специалиста: Несмотря на все плюсы удаленки, далеко не каждый готов на нее перейти. Всё дело в том, что при работе в офисе вы контактируете с десятками людей: где-то пообщаетесь за кофе, где-то за обедом поделитесь новостями. Работа на дому существенно сужает коммуникацию с коллегами.

«Эта проблема благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий вполне решаема, – уверен Михаил ГРУБИЧ. – Работая на дому, обзаведитесь хорошими наушниками, ведь теперь общаться (скажем, по «Скайпу») вам придется намного чаще. Если в офисе вы бы забежали в соседний отдел, чтобы уточнить какой-либо вопрос, то теперь придется использовать телефонную или интернет-связь. Обязательно включайте видеозвонок, если скорость Сети это позволяет. Сначала может быть и непривычно, но для коммуникации важно видеть лица.

На работе мы не все 8 часов с головой в делах, иногда отвлекаемся на что-то лично или просто болтаем с коллегами. На удаленке вы начнете скучать по такому общению. Решить можно и эту проблему: создайте чат, где сможете общаться с коллегами или отправлять друг другу что-то не связанное с работой – приколы, смешные картинки и т.д. Или обозначьте коллегиально 20-минутный кофе-брейк всей команде для общения.

Еще одна проблема на удаленке может возникнуть с начальством. Когда директор вас не видит, он не в курсе, чем вы в настоящий момент заняты. Попробуйте ввести практику обмена и прозрачности выполняемой работы. В общий чат сотрудники могут отправлять скриншоты своих экранов, разработки проектов, над которыми трудятся в настоящее время. Здесь же можно получить и обратную связь – идеи коллег, как улучшить работу. Сначала может быть трудно, но чем чаще вы будете делиться своими соображениями, тем проще и веселее для всех это станет».

Помните, что карантинный режим скоро закончится и вы сможете вновь работать в офисе. Зато теперь-то вы на опыте будете знать, по нраву ли вам трудиться на дому.



подпишитесь на нас в Дзен