Если подросток ничего не хочет… Правила взаимодействия для любящих родителей

Дети очень хотят сами принимать решения, этот процесс помогает им взрослеть. А родители зачастую уверены в том, что такая самостоятельность способна испортить подрастающему поколению всю дальнейшую судьбу. Поэтому они всячески стараются взять под контроль это дело. Вместе с кандидатом психологических наук

Татьяной БОРИСОВОЙ поговорим о сложностях во взаимоотношениях с ребенком в пору определения им дела жизни.

Общение со взрослыми – неотъемлемая часть жизни любого подростка. Он сталкивается с этим на улице и в школе, но большую часть времени тратит, безусловно, на выстраивание отношений с родителями.

«Подросший ребенок спешит показать папе и маме, что он повзрослел, поумнел, приобрел опыт в принятии решений, а, соответственно, может уже самостоятельно планировать свою дальнейшую судьбу и пути вхождения взрослую жизнь, – рассказывает кандидат психологических наук Татьяна БОРИСОВА. – Это, конечно в большинстве случаев иллюзия, поскольку приобретенного опыта для принятия верных и перспективных для него решений не хватает. Взрослых практически всегда нервирует этот процесс, и часто он перерастает в конфликт, потому что ребенок требует свободы и настаивает на своем. Он не видит себя со стороны и не подозревает о том, что его накопленный опыт – это капля в море житейских передряг. Поэтому подросток упорно отстаивает свои сложившиеся взгляды, не желая идти на компромиссы. Подобное поведение может наблюдаться по любому поводу и в любой ситуации. Результаты этого противостояния будут целиком и полностью зависеть от реакции родителей. Именно им приходится брать себя в руки, контролировать высказывания, добиваться компромисса, чтобы не допустить серьезных конфликтов с подрастающим поколением».

* НЕ НРАВИТСЯ ПРОФЕССИЯ, КОТОРАЯ ПО ВКУСУ РОДИТЕЛЯМ

Комментарий специалиста: «Любое навязывание чего бы то ни было неприятно, а подростков оно раздражает вдвойне, – рассказывает Татьяна БОРИСОВА. – Ребенок считает, что он изменился: повзрослел, стал умнее, а значит, готов принимать решения и нести за них ответственность. В конце концов, вполне возможно, что у него есть мечта, к которой он намерен двигаться. Дети, которым все равно, не будут отбиваться от профориентации, напористо предлагаемой родителями. А те, у которых есть цель по жизни, будут отстаивать свое мнение.

Что можно предпринять в этом случае? Попытайтесь охарактеризовать выбранную для чада профессию как максимально привлекательную. Покажите ребенку плюсы этой специализации, проведите экскурсию и покажите его будущих коллег. Словом, предпримите все попытки для того, чтобы он увлекся ею. Не забудьте упомянуть о том, что она может быть высокодоходной (если это действительно так) или престижной. Все это тоже надо не забыть рассказать и обязательно привести доказательства, чтобы у него в голове отложились неоспоримые плюсы и он проникся убеждением, что все это действительно так. Почаще напоминайте ему о преимуществах предполагаемой профессии, чтобы он на забывал о ней, предлагайте новые и новые способы протестировать на собственном опыте это дело. Постепенно он может вникнуть в детали и увлечься».

* НЕ В СИЛАХ ОПРЕДЕЛИТЬСЯ, КЕМ БЫТЬ

Комментарий специалиста: «Последний год обучения в школе – всегда самый большой стресс для ребенка, – говорит Татьяна БОРИСОВА. – В 17 лет ему очень важно сделать выбор, который определит направление всей его жизни. Сделать это не просто сложно, а практически невозможно. Более того, большинство учеников выпускных классов склонны к неверному пути в профессию, который впоследствии долго корректируют. Тяжелейшее время для подростка: помимо всех остальных напастей, таких как гормональная перестройка, неуверенность в себе и своей внешности (прыщи, угловатость и т.д.), ему приходится принимать взрослое решение.

Первое, что нужно ему в этот период, – поддержка взрослых. Нельзя торопить, жестко критиковать, давить, наказывать и угрожать. Все это способствует лишь ухудшению отношений между родителями и детьми. Второй пункт – помощь в его желании определиться. Главное, она должна быть ненавязчивой. Если видите, что подросток отвергает конкретную вашу идею, не давите, иначе он закроется и совсем откажется от вашей помощи. В идеале вам необходимо постараться совместно найти пути разрешения этой ситуации, подобрав наиболее подходящий список профессий, который в дальнейшем можно постепенно сужать. Главное, обязательно учитывать таланты, склонности, реальные способности ребенка и его мечты».

* НЕ МОЖЕТ ЗАСТАВИТЬ СЕБЯ ЗАНЯТЬСЯ ДЕЛОМ

Комментарий специалиста: «Часто подростки планируют многое сделать, но заставить себя приступить к работе выше их сил, – говорит Татьяна БОРИСОВА. – Множество отвлекающих факторов, таких как социальные сети, увлекательный интернет-контент, клубы и вечеринки, а еще – обычная лень, не дают им времени, чтобы начать работу.

Что предпринять? Важно научить подростка планировать дела и его досуг. Когда нет видения своего графика на день, на неделю и на большую перспективу, начать вообще невозможно. А есть еще задачка – непонятно, с чего дать старт. Если же у него будет четкий пошаговый список, то запустить дела будет значительно легче. Необходимо также поощрять ребенка за успехи, это станет мотивировать его на следующие достижения. Как только он достигнет промежуточного результата, обязательно похвалите его или отблагодарите подарком – тем, что он любит. Таким образом у него возникнет желание снова и снова достигать очередных результатов, нужных в его профессиональном развитии и одобряемых окружающими».

* НЕТ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

Комментарий специалиста: «Неуверенность в своих силах – одна из главных проблем подростков, – говорит Татьяна БОРИСОВА. – Это как раз и может лежать в основе многих других тревожных сигналов. Поэтому на этот аспект надо обратить особое внимание. Уверенности в себе не хватает и многим взрослым, поэтому драматизировать ситуацию не стоит, необходимо начать активную работу для того, чтобы подростку ее приобрести.

На укрепление уверенности в себе влияют разные вещи. Подростку нужна ваша поддержка во всех начинаниях, ему необходима похвала тогда, когда он этого заслуживает, и доброе слово, дельный совет тогда, когда его надо подбодрить на пути к цели. Уверенность в себе не приобретается быстро, она складывается из мелких деталей, формируется и укрепляется отнюдь не одномоментно – всё это долгий и серьезный процесс. Поэтому чем раньше вы начнете формировать в ребенке стержень уверенности, тем быстрее он превратится в успешного человека и будет целенаправленно добиваться своих целей».

* ЧТО НИ СДЕЛАЕТ, ВСЕ НЕ ТАК

Комментарий специалиста: «Часто подростки, у которых пока еще мало опыта, многое делают неправильно или теряют время, выбирая самый длинный путь до цели, – говорит Татьяна БОРИСОВА. – Это нормальный процесс и с появлением нужного опыта стратегия их поведения изменится. Как можно этому помочь?

Попробуйте применить конструктивную критику. То есть не ругать за плохие результаты, а научить тому, как получить хорошие. Советуйте, приводите реальные примеры и ненавязчиво направляйте. Должны быть положительные результаты, тогда они сделают свое дело. Подросток начнет больше вам доверять, а значит, и в дальнейшем станет прислушиваться к мнению наставника. Если это поможет ему улучшить свои достижения, то у него появится ощущение, что он действует правильно и многого добьется в жизни».

 



подпишитесь на нас в Дзен