Гоша Куценко: Хочется больше работать душой, чем ногами и лицом

Актер театра и кино гастролирует по России со спектаклями «Скамейка» и «Игра в правду». Почему он занялся продюсированием, как отговаривал дочку от актерской профессии и где ищет деньги на новые фильмы, Гоша рассказал нашему корреспонденту.

Недавно ваша короткометражка «Время жить, время умирать», где вы сыграли главную роль и выступили в качестве продюсера, завоевала «Золотого орла». Это стало для вас неожиданностью?

– Мы сняли этот фильм год назад и повезли его на «Кинотавр», но там не получили чего хотели. На мой взгляд, у нас был самый сильный «короткий метр» – я посмотрел все. Мы получили только приз критиков. Потом мы поехали на фестиваль «Короче», но нас почему-то не поставили в основную программу. Мне было обидно, а режиссер, талантливый парень Миша Поляков, сидел без работы. И мы жили с этим почти год. Но наша короткометражка попала к Михалкову. Он похвалил нас. А услышать это из уст Никиты Сергеевича ой как приятно. И полгода спустя он пригласил нас на «Золотой орел». Я скептически отнесся к этому, тем не менее мы получили награду. Думаю, для «короткого метра» это большое достижение.

– Кстати, как вы относитесь к тому, что запрещают показывать в кинотеатрах некоторые картины? Например, отозвали прокатное удостоверение у фильма «Смерть Сталина».

– С улыбкой отношусь, и даже умудряюсь шутить. Когда мы получали «Золотого орла» за короткометражку, я там же награждал исполнительницу «Лучшей женской роли в кино». Это Ирина Горбачева, которая сыграла главную роль в фильме «Аритмия». Я сказал, что номинация за главную женскую роль – моя любимая. Я не обращал внимания на мужские роли, потому что вообще люблю женщин. И женскую роль когда-то сам играл. И нет ничего прекраснее, поделился я с залом, чем быть красивой девушкой. Потом сказал: «Женщины спасли кинематограф». Все удивленно на меня посмотрели. Я добавил: «Помните, раньше в театрах, в Древней Греции, в Японии, в Англии, женщин играли мужчины. Вы представляете, что было бы, если бы традиция ушла в кино? Это был бы еще тот кинематограф. Но пришли женщины и вошли в кино. И благодаря им каждая картина наполнена любовью». Все зааплодировали, но были напряжены. И я сказал: «Все кино о любви, ну кроме разве что «Смерти Сталина». И все начали смеяться. Ведущий Дима Губерниев сказал: «Я ждал, кто первым об этом скажет».

– Гоша, вы рассказывали, что пошли в актеры, потому что вам хотелось приглянуться людям. Удалось этого достичь?

– Да, было такое. Мне вообще интересно делиться своими соображениями, мыслями, впечатлениями. И теперь это возведено в профессию. Хорошо, когда ты нравишься своим трудом. Но когда моя старшая дочка Полина пошла в актрисы, я раскрыл перед ней все карты, объяснив, что наша профессия на девяносто процентов состоит из неудач. Я знаю это точно. И я ей объяснил, что для женщины, за редким исключением, главное – это семья.

– Вы говорили, что хотите отойти от сериальной рутины. А почему?

– Потому что для меня это тяжелый труд. На Западе уже умеют делать из сериального производства качественное кино, а у нас многосерийка – это больше актерская бенефисная работа. Это большой труд, когда актеры находятся по двенадцать часов на площадке. И когда у тебя 15-20 съемочных дней в месяц, это сильно изматывает. В итоге не остается времени не только на личную жизнь, но и вообще ни на что. Поэтому я стремлюсь перестроить свою жизнь так, чтобы заниматься более щадящими творческими процессами. Хочется больше работать душой и воображением, чем ногами и лицом.

– Вы опасались играть в фильме «Любовь-морковь». Не пожалели потом?

– Я опасался поменять амплуа и стать комедийным актером. Я же до того играл в перестроечном, в дерзком, в военном кино. А тут изменил свою жизнь. Человек я спонтанный, делаю все ради удовольствия, по наитию, не от разума. А есть такие артисты, которые мыслят так, как их научили в институте. У них расставлены приоритеты, они идут только в одном направлении. Как себя артист преподносит, так его и воспринимают...

– Но в большом кино вы же не отказываетесь сниматься?

– Безусловно, кино – это приключение. У людей моего возраста это уже не суть профессии. Тебя просто приглашают при определенном стечении обстоятельств. В картине «Каникулы президента» у меня съемки заняли пятнадцать минут. Там был короткий комедийный эпизод, на который меня пригласила моя подруга. Иногда так участвуешь в каких-то работах из-за личного приглашения.

– Сериал сериалу рознь...

– Конечно. И когда идешь работать в многосерийное кино, это все равно что в театр. Ты понимаешь, что если у тебя какая-то существенная роль, то это надолго. Я к сериалам избирателен, потому что это как кругосветное путешествие, которое аннулирует твою остальную занятость. И ты зарабатываешь на сериале столько, сколько получил бы за разные другие проекты в совокупности – в театре, на съемках эпизодических ролей в кино и так далее. И если играешь главную роль, это забирает все твое время. Поэтому сериал на определенное время становится единственным источником дохода. Но говорить, что я иду сниматься в сериал из-за денег, это глупо.

– Почему?

– Потому что ради финансов ты можешь поработать день, два, неделю. Но полгода тебя эта мысль греть не будет. Поэтому для меня в сериале безусловно важна идея, партнеры, компания, с которой работаешь, быт, – чтобы качество труда удовлетворяло. На самом деле я один из тех редких актеров, кто пришел в сериалы, а не вырос из них.

– Как же вы согласились?

– Я был искушен фильмом «Последний мент». Пять лет назад клюнул на финансовую сторону вопроса, не зная, с чем сталкиваюсь. А потом втянулся. Это большой опыт. Несмотря на то что я взрослый парень, сравнивая себя пятилетней давности и сейчас, я вижу, что в кадре обрел значительный опыт, которого у меня за эти пять лет прибавилось больше, чем за предыдущие двадцать пять.

– Кроме того, вы взялись и продюсировать. Над чем работаете?

– У меня в запуске две картины. Рабочее название первой – «Робот». Это комедия с элементами мелодрамы о том, как робота отдали на воспитание в семью, и он увел жену у мужа. Я выступаю как продюсер и сорежиссер и озвучиваю андроида. Второй проект – «Балканский рубеж». Это лента о событиях в Косово в 1999-м году. Я ее продюсирую, и у меня роль второго плана. Я занимаюсь этим проектом четвертый год, но съемки начались только осенью 2017 года.

– Почему обратили внимание именно на тот эпизод?

– Мне всегда хотелось обратить внимание на то время, когда возникла ненаказуемая агрессия, когда были развязаны узлы войны. Возможно, именно тогда началось безнаказанное путешествие вооруженных людей по планете. И тут я имею ввиду наше участие в тех событиях. Я снимаю кино о подвиге сотни парней, которые совершили марш-бросок.

– Как вам удается находить средства на ваши проекты?

– Собираю как могу. Наверное, фильм про Великую Отечественную или про панфиловцев можно было бы снимать на государственные средства. Но мне кажется, что уж очень много спекуляций на теме войны. А кто-то снимает на темы спорта, космоса. И это хорошо.

– Вы актер, режиссер, продюсер и музыкант. Какая из этих ипостасей вам ближе?

– Ближе музыка, потому что для меня это самая безответственная сфера. Это для меня отдых и в то же время глобальное увлечение. Я отдыхаю, когда играю концерты. А вот в театре – это большой труд.

– Вы папа трех дочек. За какую больше переживаете?

– По-разному: в одну минуту – за одну, в другую – за другую, потом – за третью. Это неконтролируемое состояние. Когда Женя спускается по лестнице со второго этажа, то за нее. Когда у младшей поднимается температура, думаю только о ней. За Полину переживаю меньше, какие там пробы она пройдет или нет. Я же ей объяснил, что для женщины главное – семья...

 



подпишитесь на нас в Дзен