Ирина Розанова: Я бегала по Москве от Алена Делона

Актриса гастролирует по России с творческими встречами. Почему ей понравилось работать со зрелым Аленом Делоном, как она получает удовольствие от жизни и где отдыхает от городской суеты, артистка рассказала нашему корреспонденту.  

– Ирина Юрьевна, вам нужно вдохновение для работы? В чем вы его черпаете?

– Оно нужно даже для того, чтобы встать с утра. Мне кажется, все зависит от того, как мы просыпаемся. Вдохновение нужно не только в работе, но и в жизни – причем сразу, когда встаешь рано утром. Наш день зависит от того, как мы просыпаемся. Да, к сожалению, нас часто не радует погода. Ну нет у нас такого солнца, как в Испании. В любой работе не обойтись без вдохновения. Хотя есть вещи, от которых отказываюсь. При этом меня не страшат маленькие роли. Помните меня в фильме «Ворошиловский стрелок» Станислава Говорухина, у меня роль мамы Кати? У меня был только один съемочный день. Но я не могла отказаться от такого интересного персонажа, где можно за одну секунду рассказать о судьбе маленького человека.

– В одном интервью вы рассказывали, что кодировались от сладкого. Это вам помогло избавиться от зависимости?

– Актеров трудно загипнотизировать. Сидит там специалист и рассказывает что-то: он мне одно слово, я ему – десять. Он два часа со мной мучился. Когда мне дали выпить какую-то жидкость со словами «Вы больше никогда не захотите ни пирожного, ни мороженого», я едва удержалась от смеха. Есть люди, которым можно дать установку. Но не мне с моим характером. Пока сама себе установку не дам, ничего не получится.

– Недавно вы снялись с Федором Добронравовым и Романом Мадяновым в фильме «Жили-были». Почему согласились на съемки в этой ленте?

– Прочитав сценарий, я поняла, что тема фильма просто замечательная. На мой взгляд, это что-то типа фильмов Николая Досталя «Облако-рай» или «Коля – Перекати поле». Для меня эта история – как притча. Я сама родилась в Пензе, детство провела в Рязани. Потом был институт в Москве. И несмотря на то, что я давно живу в столице, по сей день осталась человеком провинциальным.

Для меня родина – это не просто пафосное слово, это то место, где родители, могилы, где осталась моя душа. Поэтому это не просто история об умирающей деревне, а рассказ о любви, об одиночестве. Это ценно. Как я могла отказаться?

– Вам близка деревенская жизнь?

– У меня есть дом в селе под Рязанью – свое хозяйство, 30 соток земли, а улица называется Выселки. Отдыхаю там. Когда был жив папа, мы ходили в лес за грибами. Правда, я нечасто там бываю. Потому что как только наступает лето, так начинается активное движение на работе.

– Вам трудно было пробивать себе дорогу в Москве?

– Если взять творческую элиту, москалей не много наберется, а вот ломоносовых – много. Мы, провинция, но пасаран. Мы сильные, нам и надо пробиваться. У нас же под попой нет ничего, у нас нет рядом мамы. Я не люблю, когда меня жалеют, и не жалею себя сама. Я в 19 лет уехала. Мама спрашивала: «У тебя все хорошо?». А разве я, уехав за двести километров, буду рассказывать, что у меня плохо!

– Что вам доставляет удовольствие в жизни?

– Много чего. Вот недавно делала племяннику ремонт в квартире. Пришлось две бригады рабочих поменять. Такое удовольствие получила. И все это сопровождалось ненормативной лексикой.

– Она поспособствовала взаимопониманию?

– Конечно! На рынке с пацанами только так разговаривать нужно. Сделали такую квартиру, закачаешься! Мат по жизни помогает. Не понимаю, как от него можно отказаться. Конечно, я взрослая, и понимаю, что не надо хамить при детях. Даже в нашем кино был такой период, когда все заматерились. Помню, я пришла в видеопрокат и забыла, как называется фильм. Говорю продавцу: «Дайте мне фильм, где ругаются матом». А он мне: «Таких много». А это была лента «Изображая жертву». Но там всё к месту. А когда не к месту, это плохо. И я прекрасно понимаю, что при нашей ментальности без мата трудно.

– Почему вы теперь не играете в театре?

– На самом деле я к нему очень трепетно отношусь, потому что папа с мамой этому всю жизнь отдали. Мама в 86 лет стояла на сцене и говорила: «Театр – это храм». Так получилось, что я в государственном театре почти не работала. После института в Маяковке недолго. А потом ушла к режиссеру Сереже Женовачу, когда его еще мало кто знал. Мне говорили: «Ты что, с ума сошла? Это же Ордена Трудового Красного Знамени театр, это же Театр имени Владимира Маяковского! Отсюда не уходят, отсюда выносят!» Но для меня это было безумное, сумасшедшее время с Женовачом, и оно длилось 12 лет. Первым спектаклем была «Панночка», первая поездка за границу – во Флоренцию. Это еще при Советском Союзе. Играли на каком-то таком драйве! Пьесы, которые мне сейчас присылают, не дотягивают. Я не могу просто приехать к людям, чтобы светить своей моськой, мол, к вам – звезда, платите деньги. Хочу найти тот спектакль, с которым я могла бы поговорить по душам. И потом, когда проекты в кино идут один за другим, очень сложно бегать между театром и съемками. Я уже не в том возрасте. Но думаю, что найду ту команду и тот спектакль, в котором захочу играть. Так хочется радость получить и отдать!

– Ирина Юрьевна, какая роль в кино была для вас самой трудной?

– Быть может, в первой моей картине – «Подружка моя». Я еще не окончила институт, и меня позвал Александр Калягин. Это была его первая режиссерская работа. Актер он потрясающий, великий, и так как его актерская природа превалировала над режиссерской, он много показывал, гениально. И дошло до того, что я сказала: «Сан Саныч, не показывайте. Я все равно не смогу повторить так, как вы». А еще трудно бывает, когда не складывается команда. Мне тогда, в прежние годы, конечно, повезло, потому что команды подбирались. Сейчас не все режиссеры это могут и умеют.

– Как ваши родители в свое время восприняли роль дочки в фильме «Интердевочка»?

– Знаете, я немало проституток сыграла. В картине «Гамбринус» Дмитрия Месхиева играла женщину легкого поведения. Но если вы смотрели фильм «Интердевочка», там же нет пособия, как стать такой женщиной. И мы не шли играть проституток. Просто нам было всем интересно – и дико, и странно. Когда мы снимали в «Континентале» знаменитую сцену, где наши героини в КПЗ сидели, я тогда так есть хотела. А обедами нас не кормили. Я режиссеру говорю: «Петр Ефимович, может, Сима (моя героиня) есть хочет? Может, она булочку ест?» Он мне: «Здорово, ешь!». Мне принесли булочку. А дублей-то много. А я на первом наелась. И потом булочка поперек горла стояла. Петр Тодоровский, снявший «Интердевочку», – такая планета, сказочное пространство. Он играл нам на гитаре, когда мы снимались в фильме «Анкор, еще Анкор!» с Женей Мироновым. Все время создавал нам настроение.

– А какие впечатления остались от съемок с Аленом Делоном в фильме «С Новым годом, мамы!»?

– Он хотел продолжить общение, и я хотела, но не сложилось. Конечно, эта встреча была незабываемой, но она очень короткая, мы снимались всего один день в Париже. А потом были в Ереване на премьере картины. Я, честно говоря, в Москве от него бегала, потому что он меня брал за руку и вперед проталкивал: «Это Ира, это Ирино кино». А там столько его поклонниц было! Он же секс-символ на все времена. В 33 года его назвали самым красивым человеком Вселенной. По-моему, он прекрасно стареет.

И в Ереване мы сидели на пресс-конференции рядом. Конечно, все вопросы были к нему. И вот у меня спрашивают: «Ирина, как вам Ален?». Я отвечаю: «Вы знаете, не люблю красавчиков и никогда не любила. Ален сейчас нравится больше, потому что есть в нем какая-то порода, его прожитая жизнь. Он потрясающе ко всем в группе относился, как будто у него вообще не было ни регалий, ни званий. Он шутил, мол, «иди сюда, штанишки поправь, что они на тебе висят…» – он так хулиганил. В общем, мне сейчас Ален нравится больше». В зале воцарилась тишина. Ему перевели, он засмеялся, обнял меня, расцеловал, и тогда засмеялись все остальные.

Очень личное

Не умею быть замужем

В разное время знаменитость состояла в браке с Евгением КАМЕНЬКОВИЧЕМ, Григорием БЕЛЕНЬКИМ и Тимуром ВАЙНШТЕЙНОМ. У актрисы также были романы с режиссерами Бахтияром ХУДОЙНАЗАРОВЫМ и Дмитрием МЕСХИЕВЫМ. Сейчас сердце звезды свободно. Ирина Юрьевна призналась, что не жалеет о прошлом. «Я, по сути, никогда не была замужем – за мужем. Разве что только первое время, а потом я просто понимала, что мне надо идти вперед. Я всегда была, наверное, больше дружбаном, не умела говорить слово «дай», как должна научиться говорить любая женщина. Моя мама мальчика хотела, поэтому я своим мужьям всегда говорила «на». Я никогда не считала, кто больше зарабатывает, родилась с ощущением, что деньги – это гости: пришли и ушли», – говорит актриса. 

Звезде удалось сохранить хорошие отношения с бывшими избранниками. Ирина Юрьевна находит Евгения Каменьковича и Полину Кутепову прекрасной парой и желает им счастья. Летом актриса снималась у Дмитрия Месхиева, а Григорий Беленький живет с ней по соседству. «Мы общаемся, мы нормальные люди», – отмечает Розанова. По признанию знаменитости, она не так-то просто сходится с людьми. Тем не менее Ирина Юрьевна не исключает, что снова вступит в отношения. В то же время Розанова совершенно не боится одиночества. Актрисе доставляет удовольствие проводить время наедине с собой.



подпишитесь на нас в Дзен