Изгоняющие дьявола: слабонервным вход воспрещен

Недавно ученики младших классов Екатеринбурга, приехавшие в монастырь на экскурсию, оказались на сеансе экзорцизма. Возмущенные родители обсуждают возможность обращения по этому поводу в прокуратуру. А что же это за представление? Коммерция в храме?   Как рассказал отец одной из учениц четвертого класса екатеринбургской гимназии, 23 марта его дочь с одноклассниками была на экскурсии в Среднеуральском женском монастыре, где дети стали свидетелями «настоящего сеанса экзорцизма… Им продемонстрировали, как священнослужитель изгонял дьявола из девочки примерно 12 лет. Она лаяла, кричала мужским голосом. Все это дополнительно транслировалось на мониторах. Дети ничего не поняли и очень перепугались – их никто не предупредил, что им предстоит поучаствовать в таком, мягко говоря, странном мероприятии». Между тем в группе этого женского монастыря в соцсети имеется много информации об отчитках (православное название ритуала изгнания дьявола), которые там проводятся. Например, в одном из сообщений говорится: «Ездили к отцу Сергию в Среднеуральский женский монастырь. Сейчас он ежедневно проводит отчитки по утрам. Бесноватых море. Кто свистит, кто кричит, матерятся, проклинают отца Сергия. Рядом с ним были два младенца по три-четыре годика – страшно смотреть, что с ними происходит. Говорят на разных языках, угрожают, кидаются на людей». При этом в пресс-службе Екатеринбургской епархии заявили, что школьники из Екатеринбурга и их сопровождающие виноваты сами, так как попали не в то время и не в то место, ведь «…на двери храма висела предупреждающая табличка, сообщающая о том, что на время отчитки вход «только по благословению»; но участники экскурсионной группы не обратили на нее внимания». Епископ Екатеринбургской епархии Среднеуральский викарий Евгений КУЛЬБЕРГобъяснил, что «церковь – это лечебница, духовная больница. Когда в больнице человеку делают операции, разрезают его, проводят с ним различные процедуры, это считается нормальным… Никакого конфликта в данном случае я не вижу и не считаю, что этой ситуацией должны заниматься правоохранительные органы».   Что же собой представляет этот древний обряд, который, оказывается, практикуется и в наше время? Экзорцизм – акт принудительного изгнания демонов, проводящийся обычно с помощью заклинаний и молитв. В зависимости от религиозных взглядов экзорциста, это может быть сделано путем принуждения одержимого лица к прочтению молитвы, или проведения сложного ритуала, или призывом к «темным сущностям» уйти во имя высшей силы. Наиболее подробно одержимость описывается в трудах отцов pимско-католической церкви. Демонические сущности (бесы) дают о себе знать двумя способами – «вторжением» и «одержимостью». Под «вторжением» понимаются необъяснимые звуки, запахи, шумы, движение предметов. «Одержимость» же проявляется в том, что люди, в которых вселились демоны, бьются в конвульсиях, выкрикивают богохульные и непристойные слова и т.п. Человек, из которого выгоняют дьяволов, и называется одержимым. Наибольшее распространение экзорцизм получил в католицизме. Экзорцистов даже обучают в Ватиканском университете. В наши дни только в Италии работают более 300 подобных специалистов. Наиболее известным и самым успешным из них до недавнего времени (он умер в 2016 году) считался старший экзорцист Ватикана Габриэле АМОРТ, якобы изгнавший более 50 тысяч бесов из людей, которых привозили к нему из многих стран мира.   Но соотносить обряд изгнания нечистого духа исключительно с католической или православной церковью не стоит. Подобная практика была присуща многим верованиям, культурам и религиям. Так, экзорцизм практиковали шаманы Крайнего Севера и народов Африки, волхвы древних славян и колдуны Востока. Все они действовали по-разному. Например, при совершении этого обряда в мусульманстве принято сначала зачитывать ряд молитв из Корана над одержимым, а потом бить его палками. Считается, что вместе с «больным» удары получает и поселившийся в нем нечистый дух.   А как же наука относится к экзорцизму? В психиатрии XIX века существовало понятие «демонопатия» и означало «особую форму мономании, при которой больной одержим идеями вселения в него одного или нескольких демонов». Российский и советский психиатр Н.В. КРАИНСКИЙ, посвятивший несколько монографий таким «явлениям русской народной жизни», как кликушество и бесноватость, сделал ряд выводов относительно их природы и описал их особенности. В предисловии к одной из работ Краинского выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог и физиолог В.М. БЕХТЕРЕВ замечает, что «…на особенности проявления этих психических заболеваний влияют народные суеверия и религиозные верования народа – отсюда своеобразный характер бредовых идей о порче, о вселении нечистой силы, боязнь всего, что народом признается святым, припадки в церкви, при молитвах и т.д. Ввиду этого нельзя не согласиться с тем, что кликушество и порча в значительной мере обязаны своим происхождением бытовой стороне жизни русского народа». Правда, в том же труде описывается проведенный опыт, в котором кликуша безошибочно отличала святую воду от простой: «Каждый раз, когда ей подносили стакан со святой водой, она впадала в припадок, часто еще прежде, чем попробует ее на вкус. Вода была свежая, крещенская (опыты проводились в январе). Наливались пробы в одинаковые стаканы в другой комнате. После того как много раз повторенные опыты дали тот же положительный результат, простая и святая вода были смешаны и влиты поровну в оба стакана. Тогда кликуша стала реагировать на обе пробы припадками». В современной медицине термин «одержимость демонами» не является диагнозом, хотя в «Международной классификации болезней» есть описание расстройства «Транс и одержимость», для которого характерна временная потеря личностной идентичности и полная неосознанность окружающего. В адаптации классификатора для России имеется уточнение: «…некоторые поступки больного управляются другой личностью, духом, божеством, или «силой». Часто у тех, кого называют «одержимыми», наблюдаются типичные симптомы таких неврологических или психических заболеваний, как истерическое расстройство личности, маниакальный синдром, психоз, синдром Туретта, эпилепсия, шизофрения или раздвоение личности. Видимость того, что ритуалы экзорцизма «излечили» кого-либо из людей с симптомами одержимости, некоторые ученые связывают с эффектом плацебо, внушением и самовнушением. В некоторых случаях, по мнению специалистов, якобы одержимые персоны страдали нарциссизмом или низкой самооценкой и действовали как «одержимые демоном» для того, чтобы привлечь к себе внимание.   Безусловно, в основном современная медицина считает одержимость частным случаем психического расстройства. При этом некоторые врачи видят определенную пользу в разумном использовании ритуала для психиатрической помощи. Например, психиатры из Университета Вандербильта (США) сообщали, что крайне беспокойный пациент поправился после всего лишь одного обряда экзорцизма, проведенного под их надзором священником-фундаменталистом. Психика – дело тонкое. При этом, возвращаясь к началу статьи, следует отметить, что обряд экзорцизма довольно опасен – проводить его можно только с разрешения вышестоящего церковного руководства, а церковь редко дает такие разрешения.  


подпишитесь на нас в Дзен