Как помочь школьнику адаптироваться к очной учебе после перерыва в 5 месяцев: советы психолога

Начался учебный год, но самоизоляция, а затем и каникулы совершенно выбили детей из привычной учебной колеи. Пять месяцев они провели в домашней обстановке с совершенно другим распорядком дня. Теперь жизнь постепенно возвращается в свое русло, и ученики снова сели за парты. Однако большой срок вынужденной

изоляции оставил свой отпечаток.

Даже взрослым было сложно возвращаться на работу в офис, что уж говорить о ребятишках? Как помочь школьнику быстрее адаптироваться к распорядку занятий по выполнению домашних заданий, рассказывает психолог Михаил ГРУБИЧ.

* НЕ ЗА ГОРАМИ «СТРАШНЫЙ ВПР»

Несмотря на то, что на протяжении апреля и мая занятия номинально были, однако проходили они в дистанционном формате. В таком режиме учителю сложно поддерживать дисциплину, объяснять новую тему, и тем более проверять домашние задания. Ну а следом, после смягчения режима самоизоляции, наступили три месяца каникул. В итоге – какие знания сохранились в головах детей, еще большой вопрос. А тут еще впереди и ВПР (всероссийские проверочные работы), которые начались 14 сентября и пройдут по 12 октября по всей стране. Некоторые родители возмущены этим поворотом событий, даже писали петицию с просьбой отменить ВПР этой осенью. По их мнению, после вынужденных затяжных каникул память детей представляет собой практически чистый лист, и требовать от них демонстрации каких-то знаний бессмысленно. Ситуация не может не нервировать как детей, так и их родителей. Как же сохранить спокойствие в таких условиях и подготовить школьника к непростому испытанию?

Комментарий специалиста: «Для детей после столь долгого вынужденного школьного «простоя» очень нелегкими стали первые две недели обучения. Приведу пример своей дочери-пятиклашки. Где-то до середины сентября она только привыкала к новому распорядку дня, к болтовне одноклассников, шуму в классе и даже к еде в столовой, – констатирует Михаил ГРУБИЧ. – Это так называемый «период раскачки». И здесь речь идет в первую очередь о переориентации организма на новые условия функционирования, на получение новых знаний просто не хватит ресурсов. Скорее всего, результаты по ВПР будут весьма и весьма скромными, но мероприятие безусловно нужное, правда, не для того, чтобы оценить знания, а чтобы понять все грани проблемы, с которой столкнулась система образования. Вероятнее всего, по результатам проверочных работ будут приняты решения, нужна ли коррекция школьных программ или дополнительные занятия. Поэтому советую не относиться к ВПР как к оценке ранее полученных знаний. Худшее, что можно сделать в этой ситуации – это заставлять малыша вечерами повторять все пройденное за прошлый год. Психика школьника и так находится в стрессовом состоянии, дополнительная нагрузка приведет к нервозности и обострению хронических заболеваний».

* И ДЕТИ, И РОДИТЕЛИ МЕНЯЮТ ПРАВИЛА ЖИЗНИ

Стартовое испытание, с которым сталкивается организм, – это новый распорядок дня. Если летом многим детям разрешали спать до обеда и смотреть мультики до полуночи, то теперь придется кардинально изменить образ жизни. Задача родителей – помочь войти в жесткий график без стресса.

Комментарий специалиста: «Чтобы помочь ребенку перейти на новый режим, вам придется пересмотреть и свой график дня, – отмечает Михаил ГРУБИЧ. – Первое, с чего надо начинать, это время приема пищи. Так, завтрак должен быть примерно через 40 минут после пробуждения, поэтому если школьник учится в первую смену, будить его надо в 6:40, а кормить примерно в 7:20–7:30. Обед в 12-13, ужин – максимально за 2 часа до сна.

Следующее – это исключение излишних впечатлений. Даже если в первые недели задают мало домашних заданий, постарайтесь на время отказаться от походов в гости, посещения развлекательных мероприятий и даже от длительного просмотра телевизора. Что касается внеурочной деятельности, то кружки, секции также лучше отменить до финиша сентября. Такая умеренность поможет поскорее привыкнуть к ритму обучения и нагрузкам».

* КАК РЕБЕНКУ НЕ СТАТЬ «КОВИДНЫМ ПУГАЛОМ»

В школах из-за угрозы распространения коварного вируса ввели новые правила и порядки: обязательное ежедневное измерение температуры, сокращенные уроки, рассадка по одному, запрет на переход из класса в класс. Ученики оказываются замкнуты в помещении на полдня. В некоторых образовательных учреждениях даже выход в туалет – только под контролем учителя и строго по одному. Ко всему этому добавляются антисептики, специальные бактерицидные лампы и прочие новации периода пандемии. Такие изменения пугают детей и у многих вызывают чувство тревоги. Они боятся подхватить даже просто простуду, чтобы не стать «ковидным изгоем» в коллективе. Родители должны позаботиться о том, как донести до школьника новые правила учебного процесса, чтобы они не вызвали волну страха.

Комментарий специалиста: «Каждому школьнику потребуется время, чтобы привыкнуть ко всем порядкам и требованиям, поэтому так важна поддержка пап и мам, учителей и одноклассников, – рассказывает Михаил ГРУБИЧ. – Задача родителей – рассказать малышу о необходимости пользования антисептиками, о том, почему так важно мыть руки после улицы и перед приемом пищи. Если в школе приняли решение рассаживать детей по одному за парту, подчеркните, что забота о здоровье друг друга сближает одноклассников.

Отдельно стоит обсудить вопрос температурного скрининга – в любой день у любого школьника могут обнаружить ее скачок и признаки болезни. В класс ученика не пустят, измерят температуру и оставят в коридоре. Далеко не всегда повышенная температура – симптом COVID-19, часто это просто признак банального ОРЗ, но для соблюдения мер безопасности необходима изоляция. Мамы и папы обязательно должны обсудить с чадом его тактику действий: если такая передряга с ним случится, важно, чтобы в такой ситуации он не почувствовал себя изгоем или виноватым. Наоборот – героем, который не пошел в класс и не передал заболевание другим. Кроме того, если вы приняли решение, что ваш сын или дочь во время занятий будут находиться в маске – обговорите это с ним, объясните, почему и для чего он должен ее носить. Объясните, что маска вовсе не означает прекращение общения. Старайтесь подавать все нововведения не как слабость, а как силу, которая подобно умениям супергероя дана сегодня и ему. Сила сохранить здоровье себе и близким».

 * МЫ ВМЕСТЕ, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!

Многие дети после вынужденных месяцев изоляции отвыкли от «живого» общения со сверстниками. Первые дни в классе, где снова собирается по 25-30 человек, могут вызвать эмоциональное напряжение и перевозбуждение.

Комментарий специалиста: «Нервное переутомление появляется не только из-за общения со сверстниками, но и потому, что надо снова привыкать к партам, дисциплине, жестким скамейкам, строгому графику учебы, – объясняет Михаил ГРУБИЧ. – Дома школьник сидел, полурасслабившись на мягком стуле, мог погулять, попить-поесть, когда пожелает. Сейчас же всё меняется. Помогите ребенку слушать сигналы собственного тела. Потренируйтесь дома начинать любую работу с комфортного расположения тела. Это поможет ему быстрее сосредоточиться и улучшит концентрацию внимания. Если малыш волнуется, успокойте его и поддержите. Скажите, что вы будете рядом. И главное – не забывайте обнимать сына или дочь и давать ему чувство защиты и силы.

Дома меньше говорите об оценках, достижениях, успехе. Больше общения, радости, любви. Больше поддержки.

Там, где страшно и тревожно, о новых знаниях речь не идет. Это не только об адаптации к школе, но и о крепком иммунитете, потому что там, где стресс, там и болезни».

По материалам iz.ru

 



подпишитесь на нас в Дзен