Марина Яковлева: с возрастом я себя приняла и полюбила

Артистка, известная по ролям в сказках («Раз-два – горе не беда», «После дождичка в четверг») и в сериалах («Московская сага», «Михайло Ломоносов»), гастролирует по России со спектаклем «Хочу на Сейшелы». В каком амплуа она вскоре предстанет перед телезрителями

и почему ее не пугает возраст, Марина Яковлева рассказала нашему корреспонденту.

– Марина Александровна, в каких новых работах вас увидят зрители?

– На «Первом канале» сняли фильм «Старушки в бегах». Это восьмисерийная семейная комедия, что-то вроде «Сватов». А фабула такая: три подруги живут вместе с детьми, и между поколениями появляется явное недопонимание. И тогда все три дамочки, хотя они очень разные и даже полярные, решают бросить все проблемы и уехать к подруге в деревню, где у них и начинаются приключения. А дети бросаются за ними в погоню. В итоге побеждает любовь. Мне очень дороги эти съемки. Мы с трепетом ждем выхода сериала. Комедия – это вообще мой жанр.

– При этом в вашем багаже более ста двадцати киноработ. А какие из них наиболее значимые?

– Считаю, что мне повезло в профессии. Есть актеры – заложники одной роли, и они уже ненавидят ее. Много раз слышала от коллег: «Не говорите мне про эту картину!». И это вместо того, чтобы быть благодарными за то, что она их прославила. У меня есть несколько таких фильмов. Хотя все роли как дети, и все дороги, но сначала одну любишь, потом другую.

А бывают этапные. Поначалу у меня шли сказки, потом была классика. Недавно ездила в Ульяновск на вручение Гончаровской премии, где представляла фильм «Обрыв», в котором я играла Марфиньку. Считаю, что этот фильм – настоящее искусство, он современный до сих пор! Кинофильм был снят оператором Анатолием Заболоцким, который делал все фильмы Шукшина. Музыку написал Исаак Шварц. А режиссер картины Владимир Венгеров – классик при жизни. Он снял «Кортик», «Два капитана», «Живой труп», «Рабочий поселок». Классику я всегда любила. Играла в ленте «Вакансия» по «Доходному месту». Но больше меня, конечно, знают по сказкам – принцессу играла, Жар-птицу… Меня даже называют «самой сказочной актрисой», хотя снялась я всего-то в трех таких фильмах.

– А после каких картин вас стали узнавать?

– В 1984 году, помню, приехали мы в Минск, и все кинулись к нам за автографами. Тогда были всесоюзные показы: картины регулярно выходили, весь Союз их смотрел, и узнавали многих актеров. Это была стабильная узнаваемость. Потом – затишье, а после «Московской саги» и «Любовь не картошка» снова стали узнавать, началась новая волна славы. Меня знают по разным ролям, и даже цитируют: «Ой, Ходоська», «Божечка, не карай!». И мне это приятно.

– В 2019 году будет 35 лет фильму «Продлись, продлись, очарованье...». С какими чувствами вспоминаете эту картину?

– Я счастлива, что мне довелось сняться в этой ленте у живого классика. Это Ярополк Лапшин, который также снял фильмы «Угрюм-река» и «Приваловские миллионы». У меня в этой картине не очень большая роль, но она мне дорога. Она была на сопротивлении – я там не эмансипе, а скорее такая «деревня». Это знаковая для меня вещь. Так же, как и «Однажды двадцать лет спустя».

– Как вам работалось с Ией Саввиной, с Олегом Ефремовым?

– Ефремов – это такая глыба. Я рада нашему знакомству в этой картине. Я не могла поверить, что нахожусь с ним на одной съемочной площадке и дышу с ним одним воздухом. Это было что-то нереальное! Я слушала его, открыв рот. При этом он был очень прост в общении. А еще он мне показался одиноким, словно ему хотелось какого-то внимания, человеческого тепла, как будто ему хотелось выговориться.

– Актер Борис Шувалов рассказывал, что когда Ия Саввина разгадывала кроссворды и вы не могли помочь ей с ответами, то она сильно ругалась. На что Олег Ефремов говорил: «Ия, будете обижать младших партнеров, уволю из театра!..»

– Да, действительно было такое. Ефремов нас защищал. Ию недаром называли «смесь колокольчика с гремучей змеей». Она могла сказать что-то резкое. Ия же была примой театра, а мы-то пришлые, студенты или выпускники. А Ефремов всегда был на нашей стороне.

Помню, Олег Николаевич пригласил меня в театр Любимова на спектакль «Десять дней, которые потрясли мир». Он понимал, что я, вчерашняя студентка, сама на спектакль не попаду. Когда мы пришли, все на нас смотрели с недоумением, мол, кто это? Ефремов – это ведь такая величина, к тому же он был очень красивым мужчиной. Я терялась, стеснялась. У меня с собой была конфета, которой я хотела его угостить, но она растаяла. Безусловно, я смотрела на него с пиететом. Ни о каких романах, естественно, речь не шла. Он просто делал такие широкие жесты для молодых!

– Марина Александровна, а когда вы сами снимаетесь с молодыми актерами, как-то им помогаете?

– Стараюсь найти общий язык, протянуть какую-то ниточку. Я помню, как тяжело преодолеть «колючесть», когда нет контакта. И на экране сразу видна эта сухость. Иногда подарок могу вручить или угостить чем-то, чтобы возникла симпатия. Ведь очень важно, чтобы в кадре было тепло, которое передается через экран. Так было в «Московской саге», в «Любовь не картошка». Взаимоотношения между актерами чувствуются через экран. И нередко у меня завязывается дружба.

– Кого-то из них можете вспомнить?

– Ваня Жидков, Женя Пронин, Танечка Арнтгольц и замечательная Таисия Вилкова, которая играла в «Любовь не картошка». Я люблю всех своих кинодетей. У меня их много, я уже мать-героиня. Когда встречаемся с молодыми, бросаемся друг к другу навстречу.

– Наверное, за вашу длинную карьеру приходилось отказываться от каких-то ролей?

– Конечно! При этом очень благодарна сказочнику Михаилу Юзовскому, что он не обиделся на меня, когда я отказалась играть в его фильме «Там, на неведомых дорожках...». На тот момент у меня было в работе три картины. Я очень боролась за классику, за музыкальную комедию «Вакансия», снятую по мотивам пьесы Островского «Доходное место». Там снимались Леонид Каюров, Таня Догилева, Витя Проскурин, Олег Табаков, Ролан Быков, Екатерина Васильева… В общем, звездная картина. Параллельно у меня была главная роль в «Серебряном ревю» и еще какая-то. В общем, я отказалась от сказки. И слава богу, режиссер не обиделся, а потом приглашал на другие роли, я снималась в трех сказках у Юзовского.

– В 2019 году у вас будет 60-летие. С каким настроением подходите к юбилею?

– Понимаю, что уходит все ненужное. Если раньше переживала из-за того, как я выгляжу, то с возрастом я себя приняла и полюбила. Считаю глупостью как-то себя чересчур украшать или переделывать, хотя кому-то это нравится. А зрители потом гадают, сколько же ей лет – 80 или 90, что она такая вся натянутая... А оказывается, ей всего 70. Но каждому свое.

В любом возрасте можно быть счастливой. В фильме «Москва слезам не верит» говорят, что после сорока жизнь только начинается. А я считаю, что и после 60 жизнь стартует заново. Ты уже построил дом, посадил дерево, родил детей, у тебя есть какой-то багаж ролей, тебя любит зритель. И у меня все это есть. Я вижу и чувствую, что не потеряла интерес к профессии. Поэтому жизнь удалась.

Мой девиз: «Дарите радость людям!» Мне хочется вселять в зрителей оптимизм, дарить какую-то солнечность, надежду. Может, это моя миссия. Некоторые говорят, что актерская профессия порочна. Я так не считаю. Она несет свет. Бывает, человек посмотрит картину, и ему снова захочется жить, он воодушевится, окрылится. Вот это мне и хочется ощутить, справляя юбилей. Хотя я такие пафосные слова, как юбилей, не люблю и предпочитаю не праздновать свои дни рождения. Мне кажется, что это излишнее привлечение внимания к собственной персоне. А я этого стесняюсь, мне хочется спрятаться в домик.



подпишитесь на нас в Дзен