Ментальный счет: арифметика для вундеркиндов или для детей-аутистов?

Сейчас много копий ломается в спорах о том, полезно или вредно обучать детей скоростным действиям с цифрами и числами. Именно такую возможность дает ментальная арифметика. Уникальная методика делает совсем маленьких ребятишек гениями, говорят одни. Из них вырастают ограниченные люди, лишенные воображения,

возражают другие. Кто прав?

Для начала попробуем разобраться, что же такое ментальная арифметика. Это особый способ исчисления. Дети, освоившие его, демонстрируют настоящие чудеса: они свободно складывают и перемножают в уме двузначные и даже трехзначные числа, причем быстро и без видимых усилий. В Интернете можно увидеть ролики, где какая-нибудь пятилетняя кроха, которой и до школы-то еще расти и расти, легко, без ручки и бумаги, решает задачки, которые не по зубам взрослым. Мало того – она еще при этом и стихи читает! То есть процесс подсчитывания идет у нее параллельно с декламированием. Выглядит всё это фантастично: у теть и дядь, пришедших на шоу с таким чудо-ребенком, открываются рты от изумления.

Ментальная арифметика – методика очень древняя, она зародилась в Китае 5 тысяч лет назад, когда была изобретена счетная доска – суаньпань. Чуть позже она получила распространение в Египте, Древней Греции, Древнем Риме. В XVI веке китайской счетной доской заинтересовались в Японии, на ее основе создали свою – соробан. Отметим: если русские счеты, изобретенные в XV веке, использовали десятичную систему счисления, то японские – пятеричную.

В странах Азии соробан в обучении использовался несколько столетий. В Европу и Америку он пришел лишь в XXI веке. В нашей стране школы, где обучают ментальной арифметике, появились в 2013 году.

Что такое соробан, или, как его еще называют, абакус в наши дни? С виду простейшая вещь: прямоугольная рамка, к которой прикреплены спицы с нанизанными на них костяшками – по пять штук на каждой. Весь секрет в алгоритме действий, манипуляциях, которые нужно проделывать. Сначала дети учатся считать, передвигая реальные косточки на такой доске. Потом, когда процесс доведен до автоматизма, абакус забирают. Взамен дают его изображение, чтобы ученики могли уже не в реальности, а мысленно передвигать костяшки. На заключительном этапе убирают и картинку. У детей к тому моменту доска намертво запечатлевается в памяти, и они могут свободно оперировать ею ментально, то есть в воображении.

Преимущества ментального счета, естественно, не ограничиваются приобретаемой способностью к феноменально быстрому счету. Сам процесс обучения, где активно задействуется и мелкая моторика, и воображение, и память, оказывает мощное воздействие на мозг. Ребенок начинает быстрее мыслить, ему гораздо легче, чем другим сверстникам, даются и другие предметы. Он с лету запоминает иностранные слова, исторические и прочие данные, он успешен как в точных науках, так и там, где требуются творческие задатки – в живописи, музыке. Он сконцентрирован, внимателен не по годам. Кроме того, у него открывается умение справляться с многозадачностью (к примеру, одновременно декламировать по памяти стихи и заниматься сложным счетом, о чем мы уже говорили).

Стоит отметить, что мелкая моторика, где задействованы обе руки, развивает левое полушарие, сам процесс обучения – правое. Именно гармоничным развитием обоих полушарий объясняется заметное повышение IQ и столь быстрое развитие.

Нелишне упомянуть и то, что и сам ребенок очень вдохновляется своими успехами «на всех фронтах». Девочка, о которой рассказывалось выше, признавалась, что ей приятно быть особенной, ей нравится, что она может делать что-то, чего не могут другие, даже те, кто намного старше. То есть считать ребенка с соробаном этаким несчастным аутистом, которого тщеславные родители лишили детства, неправильно. Успех окрыляет, заставляет расправить крылья, стремиться к новым победам. Родители таких детей рассказывают, что их чадо радует своих близких не только отличной учебой – как правило, он еще и спортом увлеченно занимается, и на другие кружки с удовольствием ходит. Словом, не однобоко, а всесторонне развивается.

Казалось бы, минусов в подобном обучении нет и быть не может. Однако есть и противники ментальной арифметики. Они не только отрицают ее пользу, но и утверждают, что ее усвоение наносит непоправимый вред ребенку. Их настораживает, что на соробане дети чисто механически заучивают определенные манипуляции, совершенно не понимая, что за ними стоит. Это становится очевидно, когда требуется решить текстовую задачу. В ней всегда есть небольшой сюжет, например: «В магазине куплены яблоки, столько-то их съел Вася, при этом поделившись с Машей, а столько-то пошло на пирог…» В обычной школе ребенка приучают с первого класса, что за цифрами стоят некие реалии. При усвоении ментальной арифметики мозг ребенка «заточен» только на числа. Он вычленяет их из текста задачи, быстро перемножает или складывает и выдает ответ – опять же просто числа. Такой вундеркинд даже в ответе пишет, к примеру, просто «200», а не «мама купила 200 граммов масла». Перед его мысленным взором – только соробан с костяшками, а не процесс покупки продуктов.

Реальное преподавание математики строится на совершенно иных принципах, подчеркивают сторонники традиционного обучения. Например, чтобы ученик в начальной школе дошел до алгоритма сложения столбиком, он должен проделать большой путь: сначала научиться складывать/вычитать в пределах 10-ти, потом – в пределах 20-ти с переходом через десяток; затем научиться понимать разницу между единицами, десятками и сотнями, и так далее. Конечно, можно сразу же, еще в первом классе, показать сложение и вычитание столбиком, научить «переносить единицу» и «занимать» у некоторых чисел. Но это все бесполезно, так как ведет к восприятию математики как некой непонятной магии.

Ребенок-ментальщик чаще всего не осознает, как в реальности происходят вычисления. Да и с развитием воображения все не так однозначно. Действительно, при занятиях ментальной арифметикой в голове необходимо постоянно удерживать отчетливую картинку счетов с костяшками. Но ведь это лишь один образ. Реальное же развитие воображения предполагает способность держать в голове много образов. Причем еще и как-то оперировать ими. В таком случае в мыслях прокручивается свой микрофильм, который и развивает детскую фантазию. Делать это лучше всего через чтение книг с родителями или через обсуждение каких-то отвлеченных вещей. Соробан такого развития не дает.

Противники методики считают, что она не стимулирует, а убивает на корню все логическое мышление. И вообще – в младшем возрасте ребенку полезнее просто играть в мячик, собирать кубики или конструктор, а не сидеть за столом перед счетами.

И все же, все же… Думаем, неспроста способ вычислений с помощью счетов внесен в список устного и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Он признан уникальным изобретением человечества, позволившим древним людям быстро складывать, вычитать, перемножать и делить многозначные числа, а также извлекать квадратные и кубические корни.

И еще: современные японцы, к примеру, считают, что и сегодня обучение счету с использованием соробана имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с традиционным подсчетом на бумаге. Этот метод тренирует мозг, увеличивая количество нейронных связей, и способствует развитию интеллекта и творческих способностей.

Проводятся даже чемпионаты мира по о скоростному счету. И недавний выиграли наши мальчишки из Осетии и Дагестана.

Дзамболат КОЧИЕВ учится в школе «Tesla» во Владикавказе, где главный предмет – ментальная арифметика. Мальчик из Северной Осетии не раз побеждал во всероссийских интеллектуальных конкурсах. В 2018 году он занял второе место на чемпионате мира по ментальной арифметике. Затем был еще год напряженного труда. И вот недавно, в декабре, Дзамболат удостоился звания абсолютного чемпиона! Отметим, что соперников у него было много – 4 тысячи детей из 47 стран мира! Чемпионат проходил в столице Камбоджи – Пномпене.

Как проводятся подобные соревнования? Об этом рассказала руководитель школы гениев «Тесла» Заира СУГАРОВА. «Ребят заводят, сажают по категориям, им раздают листы. Перед ними – два листа формата А3, на каждом – 100 вопросов, т.е. в общей сложности 200 примеров. Эти примеры нужно было решить за 8 минут. Считается, что решить все 200 примеров невозможно. Сколько ты решишь – это и есть твой результат. Естественно, еще и правильность проверяют», – цитирует Сугарову sputnik-ossetia.ru.

Не все знают, что, несмотря на слабое распространение ментальной арифметики у нас, в таких соревнованиях принимает участие немало ребят из России. К примеру, в 2018 году в чемпионате участвовало 27 школьников из 9 городов страны. Кстати, тогда на состязание, проходившее в Куала-Лумпуре, приехали 12 тысяч детей из 80 стран! Победителем чемпионата стал школьник из Махачкалы Магомед КАГИРОВ.

Такие дети, естественно, очень радуют своих родителей, взрослые восхищаются отпрысками. Однако надо помнить, что далеко не всем занимающимся по этой методике гарантирован успех. Те взрослые, кто близко знаком с ментальной арифметикой, отмечают, что к ней так же, как и к другим предметам, у ребенка должна быть предрасположенность. В противном случае интенсивные занятия счетом будут быстро его утомлять, и он к ним охладеет. Некоторые отмечают также, что даже если ребенок молниеносно складывает, вычитает и умножает, ему сложно бывает решать простейшие упражнения с неизвестными – логическое мышление «хромает».

По материалам mentalskills.ru, vk.com, 1timer.ru, iryston.tv



подпишитесь на нас в Дзен