Настраиваем ребенка на сдачу ЕГЭ: психолог – о том, что должны сделать родители

Стартует самый сложный период для учеников и их родителей. По результатам набранных баллов во многом определяется судьба выпускника – попадет ли он в престижный вуз или придется довольствоваться периферийным. А может, и вовсе получится подать документы только на платное отделение? Конечно, пересдать ЕГЭ

можно, но только через год. А значит, столько времени будет упущено.

Но бывает и так, что, несмотря на тщательную подготовку, нанятых репетиторов и дополнительные занятия, выпускник вдруг сдает экзамен провально. В чем же причина? Оказывается, во многом секрет хороших результатов по тестированию – в правильном настрое. Психолог Михаил ГРУБИЧ рассказывает, как помочь школьнику повторить пройденное, настроить на учебу, не давать лениться, но и не «давить», чтобы все ЕГЭ прошли спокойно, а баллы были высокие.

* ОСТРОВОК СПОКОЙСТВИЯ В ВАШЕМ ДОМЕ

В школе – учитель, в свободное время – репетитор. Приходит старшеклассник домой, а тут еще и родители со своими понуканиями: «Занимайся, занимайся!» Сохранить спокойствие в такой обстановке очень сложно, неудивительно, что некоторые «перегорают» и в итоге забывают на экзамене элементарные вещи.

Комментарий специалиста: «На подросших детей в этот период сваливается всё и сразу – и гормональная перестройка организма (и часто недостаток витаминов после запоздавшей весны) и давление близких с вопросами «куда же ты поступишь?» и сомнения в своих силах. Справиться с такой эмоциональной нагрузкой ребятишкам в одиночку практически невозможно, – констатирует Михаил ГРУБИЧ. Задача родителей – постараться хоть немного разгрузить для школьников этот период.

Что же надо предпринять?

Во-первых, попробуйте разобраться, с какими трудностями сталкивается ваш ребенок именно сейчас. Что его беспокоит? И речь не только об учебе. Отношения с друзьями, первая любовь, безответные чувства – всё это очень важно для школьника в подобном возрасте. Если вы будете игнорировать его эмоции – он замкнется в себе и ситуация только ухудшится. Попробуйте создать дома атмосферу «островка спокойствия» – размеренную и благожелательную. Важно не только то, что вы говорите, но и каким тоном и какие прогнозы озвучиваете. Если вы сами боитесь будущего и не верите в достойный результат – эти эмоции передадутся вашему ребенку. Беседы ваши должны быть диалогами, а не монологами с назиданиями. Как бы ни было велико ваше волнение или уверенность в своей правоте, прислушайтесь к тому, что хочет сказать ребенок: на чем он зациклен, а что его прямо-таки пугает.

Чтобы снять тревожность, проговорите со школьником все варианты развития событий, при этом начните с самого негативного. Больше всего детей пугает и тревожит неизвестность.

Обсудите, какие шаги вы предпримете, если результаты ЕГЭ не позволят поступить в желаемый вуз – например, во многих из них есть специальные подготовительные курсы, которые работают почти год перед поступлением.

И главное – не надо нагнетать сверхважность итогов сдачи экзамена. Не стоит делать это гиперзначимым событием и говорить: «сейчас или никогда». ЕГЭ – это не главное в жизни, и относиться к нему надо проще. Объясните школьнику, что для положительного результата совсем не обязательно ответить на все вопросы. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те, которые он знает наверняка, чем переживать из-за возможных неверно выбранных вариантов.

Ни в коем случае не манипулируйте своими чувствами к школьнику. Если при получении «пятерки» вы его хвалите и всячески демонстрируете любовь, а при «двойке» – игнорируете, то это может негативно сказаться на психологическом состоянии. У ребенка не будет главного – понимания, что любовь родителей к нему безусловна».

* ТАЙМЕР ЗАНЯТИЙ – 40 МИНУТ НА ПРЕДМЕТ

Бич молодых – неумение планировать свое время. Отвлекающих факторов, пожирающих часы и дни (социальные сети, онлайн-игры), всё больше. Как на подобном фоне настроить ребенка на учебу?

Комментарий специалиста: «Если так и не получилось сформировать привычку к самостоятельному планированию дня и обучению, то перед ЕГЭ наверстывать это слишком поздно, – объясняет Михаил ГРУБИЧ. – Обычно и родители и дети ссылаются на нехватку времени. Но при желании всегда можно найти ровно 40 минут для нескольких заданий. Причем это время на один предмет. Интенсивнее заниматься – по 3-4 часа, например, русским языком, – не стоит. Правило «чем больше, тем лучше» здесь не работает. Нужно уметь грамотно балансировать между делом и передышкой. Обсудите это расписание заранее и желательно повесьте на стенку или на дверь, чтобы у ребенка это напоминание постоянно было перед глазами.

Если выпускник готовится к экзаменам с репетитором, не пускайте дело на самотек, в надежде, что «специалисту виднее». К сожалению, сегодня найти хорошего преподавателя очень сложно. А результат всех усилий будет понятен только после ЕГЭ, что, увы, будет слишком поздно. Еще на этапе подготовки поддерживайте обратную связь с преподавателем. Уточняйте, какие темы его подопечному даются хорошо, а какие не слишком, и на что надо сделать акцент самим. Попросите ребенка пересказать, что они делают на занятии. Часто ученик пугается того, какой объем знаний ему придется удерживать в голове.

Попробуйте использовать правило «Три предложения». После того, как школьник освоил параграф сам (или после занятий с репетитором) попросите пересказать тему в трех предложениях.

Есть еще правило «Пяти П». Просмотри, придумай вопросы, подчеркни ключевые слова, перескажи, проверь себя. Для некоторых предметов поможет и еще одно «П»: проиллюстрируй».

* САМОКОНТРОЛЬ, А БОНУСОМ – МАЛЕНЬКИЕ РАДОСТИ

Дома вы можете помочь школьнику справиться со стрессом – поговорите, обнимите, успокойте. Но что же делать во время самого ЕГЭ? Доступ взрослых в кабинет в это время запрещен.

Комментарий специалиста: «Главное, чему вы можете научить ребенка – это методам контроля своего эмоционального состояния самостоятельно, – продолжает Михаил ГРУБИЧ. – Только мама и папа знают, как их подросток реагирует на стрессовые ситуации и что помогает ему отвлечься от суеты и сконцентрироваться. Может быть, это музыка, или спорт, или общение с друзьями. Подходят разные занятия, главное, чтобы они наполняли силами. Перед экзаменами большой соблазн погрузить дите с головой в подготовку, но тогда его психологическое равновесие ухудшится. Важно, чтобы каждый день какая-то отдушина присутствовала в его жизни.

На самом экзамене психологический настрой тоже не будет ровным – рядом одноклассники, которые могут сеять панику своими заявлениями «я ничего не помню!», а подобное, как известно, очень заразно. На бланке с заданиями может попасться пример, который «не проходили», и ребенок не будет знать, как его решить. Результат – стресс, учащенное сердцебиение и неспособность сконцентрироваться. Помогут ПРОСТЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УСПОКОЕНИЯ, предложите ребенку их усвоить. Вот их список:

– медленные повороты головы вправо-влево с выдохом;

– задержка дыхания. Вдохнуть, сосчитать до 12-ти – долгий выдох. Повторить 3-4 раза. Мозг наполнится кислородом, нервы успокоятся, разум активизируется;

– чтобы расслабиться, надо чередовать быстрое моргание и медленное открывание глаз;

– переключение внимания. Выбрать взглядом любой предмет перед собой и определить пять его основных свойств. Назвать их про себя и мысленно ответить на вопрос, зачем он нужен.

Фото - morrellshandwriting.co.uk



подпишитесь на нас в Дзен