Обмен без обмана

Так или иначе каждый из нас сталкивается с необходимостью обменять или вернуть покупку: кому-то попался некачественный товар, а кто-то понял, что проживет без этой вещи. Как правильно это делать? Очень часто бывает, что за один раз покупатель приобретает

несколько вещей (на распродаже, например). На кассе все эти покупки пробивают одним чеком. А уже через несколько дней на свитере появляются катышки или обнаруживается, что новые джинсы совсем не красят фигуру, зато платье и юбка выглядят и сидят прекрасно.

На одежду распространяется гарантия, которая дает право вернуть или обменять товар. Это можно сделать при наличии чека, а в нем, как мы помним, содержится информация и о покупке других вещей, помимо испорченного пиджака. Получается, что если продавец во время оформления возврата чек изымет, то другие товары в случае обнаружения брака вернуть уже нельзя?

«По правилам ведения кассовых операций при возврате денег магазин действительно обязан забрать у покупателя ранее выданный чек, если, конечно, он сохранился. Но это не должно вызывать проблемы в будущем, так как право на замену или возврат товара не зависит от наличия чека. Если необходимо, то можно оставить у себя копию чека, переданного для возврата денег магазину. Всегда можно дополнительно к кассовому чеку просить выписать товарный чек или накладную, если это необходимо», – поясняет юрист Павел ИВЧЕНКОВ.

Хорошо, когда документ о покупке (пусть даже сразу нескольких вещей) есть: его хотя бы можно ксерокопировать. А что делать, если чек потерялся, а вещь пришла в негодность и ее нужно нести обратно в магазин?

По словам адвоката Владимира СТАРИНСКОГО, отсутствие чека (и каких-либо других документов, подтверждающих совершение покупки) не дает продавцу право отказать в возврате или обмене товара. «Право на возврат товара без чека предусмотрено статьей 18 закона «О защите прав потребителей». Поэтому отказать потребителю только на основании отсутствия документов, подтверждающих факт покупки, нельзя», – говорит юрист.

Несмотря на предусмотренные нормы, продавец может отказаться принимать и обменивать товар без чека, да и по любому другому поводу. Например, сослаться на то, что вещь испорчена по вине покупателя.

В таких ситуациях юристы рекомендуют жаловаться на магазин в Роспотребнадзор. Не только, кстати, из-за отказа принимать испорченный товар, но и вообще при любом нарушении прав потребителей.

«Товар с браком подлежит замене в любом случае. Здесь следует ссылаться на статью 21 «Закона о защите прав потребителей». Заменить товар продавец обязан в течение семи дней. Есть еще другое право на обмен непродовольственного товара, – когда товар качественный, без недостатков, но он не подошел по размеру, фасону или расцветке. Тогда, согласно статье 25 закона «О защите прав потребителей», у покупателя есть возможность в течение 14 дней обменять такой товар на более подходящий», – рассказывает Павел Ивченков.

Возврат товара надлежащего качества, который не подошел по фасону, цвету, размеру, возможен исключительно при выполнении ряда условий, как говорит юрист Анастасия ХУДЯКОВА. К этим условиям относится, в том числе, отсутствие следов носки или использования вещи, сохранение товарного вида и сохранность упаковки, фабричных пломб и ярлыков.

«Если же после приобретения вещи вы удалили фабричные пломбы и ярлыки или, что еще хуже, выбросили, и их восстановление без причинения вреда товарному виду вещи не представляется возможным, увы, стоит смириться с тем, что продавец имеет все законные основания для отказа в удовлетворении требования об обмене или возврате товара. Даже при том условии, что вы обратились к нему в рамках установленного законодательством двухнедельного срока. Впрочем, обратиться все-таки стоит, поскольку отсутствие обязательства по удовлетворению требования покупателя не означает, что продавец не может пойти на уступку и согласиться осуществить возврат», – советует Худякова.

По материалам aif.ru



подпишитесь на нас в Дзен