От рождения до трех лет: возрастные кризисы в жизни маленького ребенка

Про кризис трех лет наслышан каждый родитель. Но мало кто знает, что это не единственный сложный этап в жизни малыша, когда его настроение меняется за считанные секунды. На самом деле с момента рождения и до детсадовского возраста ребенок проходит целых четыре сложных барьера, и каждый из них должен быть

серьезно воспринят родителями.

В ходе «перерастания» сложных этапов созревает психика ребенка, растут умения и навыки, которые так пригодятся в дальнейшей жизни. Задача родителей – поддерживать свое чадо, даже если это порой очень и очень непросто. Психолог Михаил ГРУБИЧ рассказывает, как действовать маме и папе, когда наступает такой сложный период.

Первый период. КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОГО

Малыш, который только появился на свет, беспомощен, его жизнь и здоровье целиком зависят от взрослых. При этом даже сообщить о своих потребностях ему нелегко – в арсенале средств – только крик. А вот что он значит (болит ли животик, хочется есть, пить, или просто он хотел бы, чтобы его покачали на ручках), непонятно.

Комментарий специалиста: «Считается, что кризис новорожденности длится до 2-х месяцев, – напоминает Михаил ГРУБИЧ. – Именно столько времени маме требуется, чтобы начать различать оттенки плача. Наверняка вы замечали, что большинство мамаш по крику легко определяют, чего малышу не хватает. Громкий и настырный плач – наверняка голоден; протяжный и хныкающий – на ручки просится. Ну а плач на таких интонациях, что «сердце обрывается», – точно болит животик.

За первые 60 дней выстраивается подсознательная связь между мамой и ребенком, которая будет сохраняться в течение всей жизни. В свою очередь родителям ни в коем случае не стоит игнорировать крик ребенка, считая его «капризами». Для них просто еще не пришло время. Поверьте, если малыш плачет, у него точно есть на то основания.

Одно время была популярной теория «неприучения к рукам», когда детей оставляли кричать по часу в одиночестве. В итоге в дальнейшей жизни у выросшего ребенка напрочь отсутствовало врожденное доверие к главному человеку в жизни – к маме, а значит, собственно, и ко всему миру. Отсюда идут корни многих проблем уже во взрослом возрасте: в работе, в семье и в построении ровных отношений уже со своими детьми.

Пережить кризис новорожденного маме в одиночку очень сложно, в этот период она, как никто другой, нуждается в поддержке – мужа, бабушки, няни. Не бойтесь просить о помощи, если вы в ней нуждаетесь. Также важно правильно расставить акценты на это время в своей жизни. Не приготовила, не убралась? Это не важно. Подобную работу вполне может сделать кто-то другой из родственников. А вот дать малышу ту самую «обратную связь» под силу только маме».

Второй период. КРИЗИС ОДНОГО ГОДА

Наверняка все родители слышали эту фразу: «После года станет легче». И немало удивлялись и расстраивались, когда понимали, что это вовсе не так. Малыш требует всё больше внимания, только при этом его теперь ни на минутку нельзя оставить одного. Часто даже элементарные гигиенические процедуры, например, если требуется сходить в туалет или искупаться в душе, маме приходится производить вместе с ребенком, если дома они вдвоем.

Комментарий специалиста: «С каждым днем малыш растет, развивается и умнеет, – констатирует Михаил ГРУБИЧ. – После года он уже понимает, что необязательно звать взрослого, чтобы взять в руки понравившуюся вещь, это можно сделать и самому. В этом и кроется причина кризиса. Желания быть самостоятельным много, а навыков пока нет. Игрушки падают, пазлы не складываются… В итоге крики и истерики.

Понять, что наступил тот самый «кризис одного года», просто – ребенок начинает требовать к себе всё больше внимания и при этом не слушается взрослого. Упрямится и капризничает буквально на ровном месте, пытаясь реализовать свои желания. Обычно к 1,5 годам этот период проходит, но у кого-то может задержаться и подольше. К концу кризиса малыш понимает границы своих возможностей – что он может сам, а когда придется звать взрослого.

Родителям в эти месяцы надо быть максимально внимательными. С одной стороны, запрещать абсолютно всё из страха что «разобьет», «уронит», «поранится», – невозможно, иначе у ребенка закрепится в подсознании, что весь окружающий мир к нему враждебен. Обычно берут за основу правило «умеренной свободы». Хочет поесть сам – пожалуйста, но только резиновой ложкой и в слюнявчике. Хотел бы залезть в лужи и грязь? Тоже ничего плохого – только резиновые сапоги понадобятся. А вот на подоконник залезать нельзя ни при каких условиях, как и трогать розетки и засовывать пальцы в щели между дверью и дверной коробкой. То есть должны быть безусловные запреты, которые не обсуждаются, даже если малыш настаивает или устроил истерику. Это то, что представляет потенциальную опасность жизни и здоровью. Всё остальное можно, но с соблюдением необходимых для его же безопасности условий».

Третий период. КРИЗИС ДВУХ ЛЕТ

Казалось бы, после 1,5 лет можно выдохнуть хоть на время, но не тут-то было. Ближе к двум годам всё чаще – капризы, всё больше негодования и расстройств по самым незначительным поводам. Хотел целую печеньку, а мама отломила половинку… И всё – слезы и крик обеспечены, ведь в глазах малыша эта печенька уже «испорченная». И такие ситуации подстерегают на каждом шагу. Жизнь превращается в минное поле – не знаешь, когда рванет очередная бомба-истерика.

Комментарий специалиста: «Все эти проявления, когда малыш получает не то, что хотел бы – признак развития мышления, – подсказывает Михаил ГРУБИЧ. – Он учится четче формулировать свои запросы, объяснять, что ему надо. Всё это активизирует развитие речи. Родителям надо как можно чаще спрашивать у ребенка, что именно ему бы хотелось. И не успокаиваться, если он просто показал пальчиком. Пусть по возможности объяснит, с учетом своего минимального словарного запаса.

Если же малыш пока не говорит, предлагайте ему варианты сами. Старайтесь и сами не вредничать лишний раз, если просьба выполнима: например, если просит взять с собой на прогулку плюшевого динозаврика – сделайте так, как он хочет. Если просьбу выполнить нельзя, старайтесь объяснить максимально доступно, почему отказ. Не пускайтесь в рассуждения – он еще не поймет. Достаточно сказать: «Нельзя брать игрушку – ее порвут другие дети». Или: «Нельзя эту шапочку – в ней замерзнут уши». Если истерика уже началась, твердым и спокойным голосом попросите перестать кричать и спокойно сказать или показать, чего он хочет».

Четвертый период. КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ

«Вишенка на торте», после которой все предыдущие этапы кажутся родителям просто райскими временами. Вчера еще у вас был сыночек-ангелочек, а сегодня упрямый хулиган-пакостник. Что делать? Не паниковать, всё в порядке. Насторожиться стоит тем, у кого малыш так и не прошел этот период.

Комментарий специалиста: «Самый знаменитый кризис 3 лет проявляется упрямством, своеволием, стремлением к деспотизму («я сказал!»), негативизмом, – рассказывает Михаил ГРУБИЧ. – Основной посыл этого периода «Я сам!». Дети стремятся к независимости и проверяют на прочность существующие правила. Действительно ли замерзнут уши без шапки? Правда ли нельзя купить все игрушки в магазине? Они начинают понимать, что обладают своей волей, и могут не слушаться взрослого абсолютно ни в чем.

Проходить через этот период надо только при условии абсолютного спокойствия родителей, хотя это и непросто. Лучше занять партнерскую позицию, а значит, начать воспринимать малыша как отдельного человека со своими желаниями и потребностями. Диалог вести, но и определять правила и границы.

Будьте спокойны и последовательны, насколько это возможно. Если вы начинаете закипать, то это повод попросить близких подменить вас на какое-то время – так, чтобы вы переключились».

Фото – Alto / shutterstock.com



подпишитесь на нас в Дзен