Почему мы верим незнакомцам

Если внешность незнакомого человека смутно напоминает нам кого-то, с кем связаны хорошие ассоциации, мы с готовностью займем или подарим первому встречному свои деньги. Результаты исследования психологов из Нью-Йоркского университета опубликованы

в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В повседневной жизни мы постоянно встречаем людей, о моральных качествах и репутации которых ничего не знаем, тем не менее нам приходится принимать решения, доверять ли им или нет. Чтобы разобраться в психологических и биологических механизмах, лежащих в основе решений о доверии или недоверии незнакомцам, ученые провели серию экспериментов, вовлекая добровольцев в командные игры.

Участникам нужно было по фотографиям выбрать себе новых партнеров. При этом без ведома участников внешности потенциальных партнеров было придано легкое сходство с лицами трех первых игроков. В результате оказалось, что участники стабильно предпочитают выбирать новых партнеров, внешне напоминающих прежних, заслуживших их доверие во время первой игры. И старательно избегают партнеров, похожих на тех, кто вел себя нечестно и «подмочил» свою репутацию. Мало того, чем сильнее незнакомец был внешне похож на честного партнера из первой игры, тем большее доверие он вызывал. И наоборот: чем сильнее было сходство незнакомца с вероломным партнером, тем заведомо хуже к нему относились участники.

Исследователи также проследили за активностью различных регионов головного мозга участников в процессе принятия решений о доверии или недоверии к незнакомцам. Оказалось, что в этой ситуации мозг действует по тому же сценарию, который был выработан по результатам первой игры. То есть в момент, когда участники смотрели на фото новых потенциальных партнеров, у них активизировались те же области мозга, которые были задействованы при оценке моральных качеств прежних партнеров. По картине мозговой активности можно было с высокой точностью предсказать, какое решение примет участник на этот раз. К примеру, если схема нейронных связей напоминала ту, что наблюдалась прежде, когда один из партнеров был признан не заслуживающим доверия, то, скорее всего, новый, внешне похожий на него, получит аналогичную оценку.

«Незнакомцы не получат нашего доверия, даже если очень отдаленно напоминают нам кого-то, ассоциирующегося с аморальными поступками», – отметил ведущий автор исследования Ориэль ФЕЛДМАН ХОЛЛ. Он пояснил, что здесь работает тот же базовый рефлекторный механизм обучения, что и в случае собаки Павлова, – полученная опытным путем информация о моральном облике некоего человека становится лекалом для поведения по отношению к другим (напоминающим его) людям.



подпишитесь на нас в Дзен