Почему ребенок жадничает: психолог объясняет, надо ли учить детей делиться

В нашем детстве детей, которые не хотели делиться игрушками или сладостями со своими друзьями, обзывали «жадина-говядина». И, кстати, так образом малыши сами воспитывали друг друга, ребенок быстро смекал, что с тем, кто не щедр, дружить особо никому не хочется. Сегодня любые обзывательства сверстников – повод

для разборки между мамочками. Но и вырастить эгоиста тоже никому не хочется. Вот и разрываются родители: с одной стороны, стремятся защитить малыша, потакать его капризам, с другой – краснеют на детской площадке. Ведь их любимое чадо может расплакаться из-за того, что к его совочку, который он оставил в песочнице, подошла какая-то девочка. «Это мое!», «Не дам!» - лепечет кроха, а мама только руками разводит.

Психолог Михаил ГРУБИЧ рассказывает, а надо ли перевоспитывать чересчур жадных детей и учить их делиться своими вещами с другими.

ВОЗРАСТ 1,5-2 ГОДА: РЕБЕНКУ ПРИНАДЛЕЖИТ ЦЕЛЫЙ МИР

Жадинами рождаются или это огрехи воспитания? Извечный вопрос, который тревожит родителей. На самом деле все мы от природы собственники и не готовы расставаться со своим ни под каким предлогом. В возрасте 1,5-2 года чувство собственничества как раз начинает формироваться, поэтому уговорить малыша отдать что-то свое другому практически невозможно, да и не надо.

Комментарий специалиста: «Первый «критический» возраст – 1,5-3 года, когда идут активные процессы созревания мозга, - отмечает Михаил ГРУБИЧ. – Пока кроха просто не знает границ «свое-чужое», сейчас ему принадлежит целый мир. Только к двум годам он начнет понимать слова «я» и «мое» и перестанет говорить о себе в третьем лице. Соответственно, начнется процесс осознания, что именно в этом мире «мое» - стол, стул, другие вещи. Проверка границ будет происходить каждый день. Поэтому дети так эмоционально реагируют, если кто-то берет их игрушку, садится на любимый стул, заговаривает с родителями.

Запрещать жадничать и заставлять делиться в этот период бесполезно, так вы собьете всю цепочку развития высших мозговых функций, да и успехом ваши начинания не увенчаются. Проще всего сейчас переключать внимание и предлагать альтернативу. Кто-то взял любимый совочек? Так вот тут яркий шарик рядом или цветные кубики. Также важно именно в этом возрасте научить чадо говорить слово «нет» - это пригодится во взрослой жизни. Если же он не сформирует эту способность, то может стать объектом для манипулирования. Когда вырастет – часто будет действовать в ущерб своим интересам, например, давать деньги в долг или свои вещи и стесняться просить их обратно».

КРИЗИС ТРЕХЛЕТКИ - НЕ ОТДАСТ НАЗЛО

Начиная с трех лет наступает важный этап социализации малыша - он впервые осознанно играет вместе со сверстниками. Теперь уже в приоритете не чувство владения игрушками, а контакт с другими детьми. Все остальные предметы – лишь вспомогательные, чтобы начать совместную игру. Именно в этом возрасте впервые и сталкиваются родители с сознательной жадностью крохи.

Комментарий специалиста: «Каждый случай отказа поделиться своей собственностью надо рассматривать отдельно, - советует Михаил ГРУБИЧ, - и выяснять, что за ним стоит. Чаще всего причина в том, что малыш просто не хочет играть со сверстником, или ему не нравится сама игра, которую предлагают. Игрушки становятся средством манипуляции. Обычно в этом возрасте ребенок быстро смекает, что с теми, кто не делится – и дружить не хотят. Добавить проблем может и кризис трех лет, когда чадо упрямится, своевольничает, командует, а то и открыто бунтует против режима.

Задача родителей – дать возможность социализироваться детям. Проще всего – через детский сад, даже если это будет группа неполного дня. Либо же другие дошкольные учреждения – кружки, клубы по интересам. А вот заставлять делиться насильно не стоит, это приведет к обострению кризисного периода и нарушит доверие между вами, для малыша это будет подобно предательству».

5-7 ЛЕТ: ИГРУШКА КОМПЕНСИРУЕТ НЕДОСТАТОК РОДИТЕЛЬСКОГО ВНИМАНИЯ

К 5-7 годам в целом характер уже сформирован, кардинального его не изменить, можно только слегка корректировать. Если в этом возрасте осталось нежелание делиться со сверстниками, значит, тому есть более глубокие психологические причины.

Комментарий специалиста: «Чаще всего проявление жадности - следствие внутренних психологических проблем, - поясняет Михаил ГРУБИЧ. – Это может быть:

- Недостаток внимания со стороны родителей. Так бывает в семьях, где взрослые много работают и не могут проводить много времени со своим чадом. Тогда любая вещь или сладость, купленная мамой, становится особо ценной, служит по сути заменой тех чувств, которые малыш недополучил от родителя. Поделиться этими предметами или едой кроха не может, потому что так «оберегает» свою любовь к маме или папе.

- Ревность к брату/сестру, особенно к младшим. Если они получают больше внимания, то старший может усомниться в том, что мама его любит. А если еще и брат/сестра ломают, портят его вещи - это вообще дает почву обиде. Тогда жадность становится попыткой «наказать».

- Желание доминировать. Сейчас дошкольник осознал свое «я», но при этом и понял, что прав у него в семье меньше, чем у всех. Жадность может быть проявлением жажды быть главным, значимым.

- Застенчивость. Не все дети от природы общительны, есть и робкие, скромные, сидят в углу и наблюдают за другими. В этот момент игрушка в руках ребенка – единственный близкий и знакомый предмет, на просьбы других поделиться он откажет, потому что так потеряет свой «островок безопасности». Чаще всего такие истории происходят, когда коллектив новый и незнакомый – например, первый день в детском саду. Надо время, чтобы малыш привык и включился в общие игры.

- Излишняя бережливость. Если уже были ситуации, когда кто-то из друзей брал его вещи и случайно портил их, появляется страх, что и эту могут сломать. Делится он будет только с теми, кому доверяет».

ЛАСКОЙ И ПОХВАЛОЙ: КАК НАУЧИТЬ ЩЕДРОСТИ

Стремление малыша оградиться от сверстников, не вступать с ними в игры, оберегать свое имущество - тревожные звоночки, которые лучше не игнорировать. Вместо того, чтобы поучать и заставлять быть добряком, взрослым стоит подумать над своими методами воспитания, понять, где они совершают ошибку.

Комментарий специалиста: «Во-первых, стоит набраться терпения, до 10-12 лет дети еще просто не умеют ставить себя на место другого, не всегда понимают мнение и желания другого человека, - продолжает Михаил ГРУБИЧ. – Задача сейчас - пробудить желание быть щедрым, показать пользу от такого действия, что оно приносит удовольствие и радость. Помогут в этом:

- Добрые истории. Читайте вместе «правильные» рассказы, в которых объясняется на простых примерах, что с жадными детьми и играть не хотят, а быть щедрым – это здорово. Например, подойдут всем известные произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», А. Гайдара «Тимур и его команда».

- Всеми силами помогайте ребенку создавать лучшее представление о самом себе. Повторяйте ему, что он добрый, шедрый. А вот стыдить, обзывать «жадиной» наказывать не стоит. Так вы еще больше заострите внимание на его поведении.

- Предоставляйте возможность проявить свою щедрость, помогайте ему, подсказывайте, как это сделать лучше. Научите меняться, но обязательно предупредите, что надо спросить разрешения у соседа. Когда идете в гости или на площадку – берите с собой игрушки, чтобы он смог одолжить свои».

Фото - piqsels.com

 



подпишитесь на нас в Дзен