Вся сатанинская рать хороводится вокруг нас

Мы этого просто не видим и не ощущаем их присутствия. Материалисты считают всяческие проявления деятельности нечистой силы «бабушкиными сказками», верующие – проделками слуг Сатаны, суеверные же люди (а их в России не так уж и мало) допускают существование чертей, ведьм и прочих исчадий ада.

Согласно Библии, бесы – падшие ангелы, низверженные с небес архангелом Михаилом, а в славянской народной мифологии – это злые духи, повинные в несчастьях людей. Следы верований в бесов уходят в глубокую древность. В стародавние времена их представляли существами, покрытыми шерстью, с крыльями и хвостами, окутанными тяжелым смрадом серы или дымом. А так как они обычно находятся вблизи людей, с ними связывали практически все повседневные беды. Отсюда и поговорки вроде такой: «Бес попутал».

 

Мифологический образ восточных славян Анчутка – это мелкий бес. Существует несколько его разновидностей, определяемых местом обитания. Селятся Анчутки в бане, поле или на болоте, но всегда рядом с людьми, потому что не могут не пакостить. По древней легенде, у Анчутки нет пяток, потому что он потерял их, убегая от волка. С тех пор все его потомки (а у этих бесов всегда много детей, которые издеваются над людьми) называются беспятыми. Те, кто видел следы существа, говорили, что ноги у них действительно не такие, как у человека. Для людей опасно произносить его имя, так как он появляется сразу, как только слышит зов.

Самый безобидный из них – полевой Анчутка. Это мелкое существо имеет другие названия в зависимости от народа, среди которого обитает. Так встречаются упоминания Картофельника, Конопляника и другие.

Основная способность Анчутки в том, что он может принимать облик любого животного или человека, а также способен становиться невидимым.

Считается, что Анчутка не переносит железных предметов и не любит соль.

Банная нечисть (или Банник) тоже небольшого роста. Его тело покрыто черной шерстью, голова лысая, борода длинная, покрыта плесенью, а ноги напоминают громко топающие лапки ежа. По поверьям, он обычно обитает под полком (или появляется из-под полка), но может иметь свое место у каменки – сложенной из больших камней банной печи. Банник издает пугающие звуки, может заморозить веник в парной, заставить человека уснуть или ввести его в бессознательное состояние. Его любимое развлечение – шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и бросать ими в людей. Может он и затащить в горячую печку, и содрать клок кожи. Чтобы избежать этого, не нужно во время мытья торопить друг друга (Банник этого не выносит) и всегда оставлять для него лоханку чистой воды и свежий веник. А чтобы отнять у него силу, следует приносить ему в дар черную курицу.

В отличие от героя мультика, Водяной (или Водовик) – злобное существо. На юге его представляют с человеческим туловищем, но с рыбьим хвостом вместо ног, а водяные северных лесов – чумазые и рогатые. По поверьям, они не умирают, но могут изменяться при разных фазах Луны. На растущей они молоды, на убывающей – превращаются в стариков. Водяные почти всегда семейные (а женятся они на водяных девах, утопленницах и девушках, которые были прокляты родителями и из-за этого уведены нечистой силой в подводные селения) и имеют много детей.

Водяной топит в омутах тех, кто летом купается в реках и озерах после заката Солнца, в полночь или в полдень. Под водой он делает утопленников кабальными рабочими, заставляя их переливать воду, таскать и перемывать песок и т.п.

В том случае, когда Водяной живет в болоте, его называют Болотняником.

В поверьях Новгородчины и Вологодчины упоминается Мокруха. По своему облику и характеристикам она схожа с кикиморой. Как и любой представитель нечистой силы, она может и похулиганить, но особого вреда не причиняет. Она появляется в домах по ночам и обычно тихо сидит в уголке и прядет шерсть. Так что, если утром вы заметите на полу мокрые следы и непонятно откуда взявшуюся лужу, значит, тут сидела над своей пряжей Мокруха.

Как и другие наименования с корнем «шиш» (например, Шишок), Шишига обобщающее название бесовской силы, которое может быть отнесено и к нечистому неопределенного облика: и к Подпольнику (злому духу в подвале дома), и к лешему, и к нечистой силе в бане, и к твари, поселившейся в овине.

Шишигой, как считают исследователи, может именоваться и чертовка, а также водяной дух (лешачиха, русалка); нечистый дух неопределенного и угрожающего облика, а на Печоре – даже баба-яга. В великорусских поверьях шишига часто связана с водой, баней и напоминает русалку. Как было зафиксировано исследователями русских поверий, «…она может предстать в образе робкой, застенчивой и неповоротливой женщины. Живет в воде, в болоте, часто выходит из воды на берег, а в воде то полощется, то моется... Любит баню и ходит в нее, если дверь в бане затворена без молитвы». На Троицу во Владимирской губернии тайно украшали для шишиг березку, чтобы они плясали вокруг нее, а не разбегались по сторонам вредить людям. А на Святках ряженые изображали Шишигу в женском сарафане и с распущенными волосами, причем ею мог быть и парень, одетый по-старушечьи, в лохмотьях, с горшком вместо кокошника на голове. Этот горшок всем на потеху разбивали хмельные земляки.

По распространенным представлениям, Рождество и Святки «отмечают» все силы и существа мира. В это время нечистые духи особенно активны – как «силы зла», так и воплощение «дохристианских», но сохраняющих свое влияние на мир и людей бесов.

Так, например, шиликуны в славянской мифологии – хулиганистые мелкие бесы ростом с воробья – появляются в Сочельник и до Крещения бегают по улицам с горящими углями на сковородках. Ноги у них с копытцами, изо рта вырывается огонь. Они шумят и колобродят по ночам, могут, превратившись в черных кошек, лезть под ноги и толкаться, пьяных спихивают в прорубь. После Крещения Руси они скрываются в подземном мире.

Кулешата (или Кулиши), по старорусским поверьям, – маленькие водяные бесы разных цветов, выскакивают из воды во время крещенского водосвятия, а спустя некоторое время убираются обратно, в крещенскую иордань. Поэтому раньше ни в день Крещения, ни на протяжении следующей недели никто не ходил полоскать белье, опасаясь, что за него ухватится «нежить», затянет в воду и замучает.

Мелкие бесы, помощники ведьм Коловертыши, похожи на зайцев, но спереди у них большой мешкообразный зоб. Туда Коловертыши складывают добычу своей бесовской хозяйки – масло и молоко, а потом изрыгают их в посуду, которую приготовила ведьма.

Могут они и принимать обличье черной кошки (тоже с зобом-мешком) и даже стать

похожими на людей. А еще они способны помогать ведьмам.

Баечники – это мелкие бесы, помощники ведьм, который появляется после рассказанных на ночь страшных историй о нечисти. Он ходит босиком, чтобы не было слышно его шагов, встает над спящим и водит над ним руками до тех пор, пока рассказанное не приснится, и человек не вырвется из сна в холодном поту. Если в это время зажечь свет, то можно заметить его как убегающую тень, а, заговорив с ним, можно серьезно заболеть.

Считать ли этих существ вымышленными – право каждого. Но если представить, что наш мир и правда населяют невидимые существа, о присутствии которых мы и не догадываемся, то становится жутковато. Особенно если подумать, что они могут появиться в нашем доме и наблюдать за нами, хотя мы их не видим.



подпишитесь на нас в Дзен