Сын залип в сети и потерялся там: психолог - о способах отучить ребенка от гаджетов

С такими проблемами сегодня к психологам обращается каждый второй родитель. По данным Института Современных Медиа, к десяти годам 9 из 10 детей становятся обладателями собственных смартфонов, умеют ими пользоваться и прекрасно ориентируются в сети Интернет. Оградить школьника от современных технологий

невозможно и бессмысленно. Важно научить ими пользоваться и не просмотреть тот момент, когда умение и навыки искать нужную информацию превращаются в настоящую зависимость, сродни наркотической.

Психолог Михаил ГРУБИЧ рассказывает, как вытащить малыша из виртуального мира в реальный.

Ругать и тем более наказывать чадо, если оно 1-1,5 часа в день тратит на переписки с друзьями и просмотр смешных картинок, не стоит. Но если каждая ваша попытка занять его другим делом вызывает волну негатива – стоит задуматься о зависимости.

Комментарий специалиста: «Первое, на что надо обратить внимание – это определить, есть ли вообще у ребенка эта зависимость? - рекомендует Михаил ГРУБИЧ. - Зачастую родители не всегда воспринимают реальность нового времени адекватно, и не понимают, насколько она изменилась. Без Интернета выжить можно разве что в глухой деревне. Если в ваших планах такое будущее для отпрыска, тогда да – радикальное решение проблемы – просто изолировать его от Интернет всеми доступными способами. Если же задача – интегрировать малыша в мир будущего – то без новых технологий не обойтись.

Однако, если вы замечаете, что школьник не просто проводит много времени в своем гаджете, но и пренебрегает ради него базовыми потребностями – такими как сон, регулярный прием пищи, отказывается идти гулять, часами «зависает» в социальных сетях, занят онлайн-играми и проявляет резкое недовольство и раздражение при попытке его отвлечь, то можно говорить о сформировавшейся зависимости.

Но формы ее тоже могут быть разными. В психологии выделяют три основных – это сетевая, игровая и серфинговая. Первая — это постоянный просмотр ленты социальной сети, причем не важно какой. Чаще всего с ней сталкиваются родители неуверенных в себе детей. Вместо того, чтобы проявить себя, завести реальных друзей, подросток предпочитает придумывать себе иллюзорный образ путем публикации соответствующих фото или постов. Так он может показать пусть и виртуальным, но знакомым, что он успешный, обеспеченный, востребованный.

Онлайн-игра– это уход от реальности в фантазийный мир героев и вымышленная реализация собственных амбиций. В жизни щупленький мальчик едва ли подтянется на перекладине, а здесь может быть хитрым стрелком, командовать танком или даже армией. Беда в том, что мира этого не существует, он только в голове самого играющего. И третья форма – серфинговая – самая опасная. Серфить – значит постоянно просматривать какую-то информацию в сети Интернет. Детям кажется, что они занимаются чем-то полезным, познают мир, но все эти знания разрозненны и часто бесполезны. Чужой опыт никогда не заменит личный».

*ДОСТАЛ МАЛЫШ? СУНУЛА ЕМУ ТЕЛЕФОН

«В наше время такого не было»! - жалуются родители на поведение детей, часами «залипающих» в экраны своих смартфонов. Вот только ни мама, ни папа не готовы сами распрощаться со своим телефоном, чтобы показать достойный пример.

Комментарий специалиста: «Все начинается с дошкольного возраста, - напоминает Михаил ГРУБИЧ Причем корни проблемы намного глубже. Веками существовала традиция, когда бабушка, дедушка и другие старшие члены семьи брали на себя обязанность по воспитанию внуков, пока их родители работали.

Сейчас «институт бабушек» практически сошел на нет. Женщины в 50-60 лет не спешат тратить свое время на внуков и занимаются своей жизнью: самообразованием, путешествиями. Няня - тоже удовольствие не из доступных. В итоге мама и папа, отпахавшие 8-10 часовой рабочий день, вечером не всегда находят в себе ресурс, чтобы поиграть, поговорить с чадом, уделить тому 2-3 часа. Намного проще и удобнее сунуть ему смартфон с играми и заняться своими делами.

Далее, когда малыш подрастает, он начинает копировать модель поведения взрослых. А чем заняты они в свободное время? Правильно – своими гаджетами. И потом удивляются, почему его не вытащить из виртуала. Школьник просто не привык к другому времяпрепровождению. Любая зависимость формируется там, где нет реальных эмоций и возможностей их переживать. Мы часто сравниваем свое прошлое и детство своих отпрысков , сожалеем, что они не забавляются теми жи играми, что и мы. Но дети – это губка, которая все впитывает. Давно ли вы играли со своим ребенком в прятки? Чехарду? И играли ли вообще»?

* ЧЕТЫРЕ ШАГА К НОВОМУ МИРУ

Начинать работу над ошибками надо именно родителям. Важно увидеть и признать свою ответственность в этой ситуации, не обвиняя всех кругом.

Комментарий специалиста: «Главная опасность гаджетов и постоянного пребывания в Интернете – это формирование клипового мышления, - рассказывает Михаил ГРУБИЧ.С ранних лет чадо привыкает к мельканию картинок, его внимание не натренировано, мышление не развито должным образом. В итоге уже к 6-7 годам малыш становится информационно всеядным, он не может сосредоточиться, выстроить сюжет.

Как понять, что психике уже нанесен ущерб? Понаблюдайте за ним во время пользования гаджетом – если у него приоткрыт рот – это говорит о нарушении самоконтроля за поведением по причине слабости нервной системы. В тяжелом случае будет не только рот приоткрыт, но и высунут кончик языка. Если отталкиваться от норм, которые предлагают ученые – то до 10 лет пользоваться гаджетами рекомендуется не более двух часов в день, а с 10 до 14 – не более трех часов. В том же случае, когда ребенок проводит там больше положенного времени и негативно реагирует на все ваши попытки вытащить его, есть несколько советов:

1) Пересмотрите отношения. Сколько времени в день вы проводите вместе? Совместная подготовка уроков не считается. Прогулки по воскресеньям – это очень мало. Возьмите за правило раз в день вместе делать что-то – готовить, играть в настольные игры, обсуждать новости.

2) Найдите замену. Нельзя просто забрать гаджет, не предложив альтернативы. Наверняка у него есть деятельность, которая его увлекает, от чего горят глаза. Это может быть творчество: поделки из дерева, робототехника или плавание, катание на картинге – поощряйте его занятия.

3) Будьте примером. Заведите привычку вечером отключать телефон на два-три часа, не сидите в соцсетях в присутствии школьника.

4) Приучайте к ответственности. Пусть подросток сам контролирует время, вы выдаете нормы – 2 или три часа в день, а он сам решает, когда они начнутся и когда закончатся. Это избавит вас от назиданий, а его научит планированию.

Если же вы заметили, что не можете ограничить времяпровождение с гаджетами, так как ребенок впадает в ярость и эта ситуация повторяется на протяжении длительного периода времени – необходимо посещение специалиста. Скорее всего у него начинает проявляться нестабильность эмоционально-волевой сферы, которая выражается в неконтролируемых проявлениях эмоций».



подпишитесь на нас в Дзен