Так ли уж нужен человеку весь мозг? Некоторые люди успешно жили всего с половиной

Карлос РОДРИГЕС родился совершенно здоровым ребенком. Однако в 14-летнем возрасте попал в аварию. Вылетев через лобовое стекло, он в буквальном смысле слова раскроил череп об асфальт. Однако выжил и пошел на поправку. А ведь врачам пришлось удалить половину черепа вместе с содержимым - серым веществом!

Согласно официальной науке Карлос Родригес должен был остаток дней провести в состоянии, как минимум, психического расстройства. Предполагалось, что и физически он не сможет остаться полноценным, ведь у него отсутствовали важнейшие участки мозга. Однако Карлос Родригес преспокойно восстановился и продолжил свою жизнь как ни в чем не бывало. При этом ученых вводит в ступор тот факт, что его память и умственные способности ничуть не пострадали.

Когда в интернете впервые появились его фото, начались споры о том, фотошоп это или нет. На сегодняшний день Карлос записывает регулярные видео с демонстрацией своего черепа, на который жутко смотреть.

Как же он может жить, имея всего лишь 40 процентов своего мозга? У ученых существует гипотеза о том, что нервные окончания в брюшной области способны принимать на себя некоторые управленческие функции в случае неработоспособности или отсутствия головного мозга. Звучит неубедительно. А может, оставшаяся половина «бортового компьютера» Карлоса просто перестроила себя, усовершенствовала, чтобы компенсировать колоссальную потерю? Кто знает…

Эта история лишний раз доказывает, что человек устроен невероятно сложно, и что наука не ответила еще на очень многие вопросы относительно наших способностей к мышлению и адаптации в невероятных условиях.

Любопытный эксперимент над самим собой американский инженер-механик Дестин СЭНДЛИН – единственный человек в мире, который поставил цель… разучиться ездить на велосипеде. Сделал он с помощью занятного приема. Задача была - понять, как устроен механизм приобретения навыка мозгом. В Сети сейчас распространился ролик, в котором этот американец рассказывает поразительные вещи о работе этого нашего органа.

Все мы знаем, что, научившись однажды ездить на велосипеде, человек уже никогда не лишится этого навыка, даже если бы захотел. Однако Сэндлин придумал эксперимент, который опровергает привычное представление, а заодно показывает, насколько сложная система работает в нашей черепной коробке.

Знакомый сварщик в Амстердаме – он работает в мастерской, где любят подшучивать над инженерами – предложил Дестину прокатиться на велосипеде, который имеет единственное отличие от обычного: при повороте руля в правую сторону колесо двигается влево, при повороте влево нацеливается вправо. Дестин признается, что задача показалась ему простой. Ведь он сначала повертел рулем, внимательно посмотрел, как это работает, и только потом вскочил на седло. Нажал на педали и – вот странность – сразу повалился набок. Вторая попытка. Результат тот же. Третья, четвертая… Разочарование и изумление росли. Потом таких попыток было много, очень много. Ничего не получалось. Скажем сразу: на то, чтобы научиться ездить на «неправильном» велосипеде, у него ушло восемь месяцев!

И все он одолел «неправильный» велик, но при этом на обычном двухколесном друге он прокатиться сразу уже не смог. Стал раз за разом падать, пока толпа зевак смотрела на него в немом изумлении: как, этот тип не умеет ездить на велосипеде? Правда, на то, чтобы восстановить прежнее умение, приобретенное еще в детстве, потребовалось все же гораздо меньше времени – 20 минут.

Стало ясно, рассказывает инженер, что знание «как делать» вовсе не означает глубинного понимания процесса. Мозг для выработки навыка использует массу информации. Он учитывает наклон тела, движения руля, толкающую силу на педалях, особенности колес… Когда мы в детстве садимся на велосипед, то проделываем определенный путь проб и ошибок. Наконец, в какой-то момент создается определенный алгоритм и – вот оно, мы легко и плавно едем! Оптимальное соотношение нужных показателей на всю жизнь закрепляется в памяти. Попытка сломать алгоритм очень долго ни к чему не приводит – мозг сопротивляется, он раз и навсегда усвоил, «как надо ехать», и отдает соответствующие приказы телу. Даже если вы прекрасно знаете, что руль следует повернуть влево, руки будут упорно поворачивать его вправо.

Интересно, что маленький сын Дестина переучился на «неправильный» велосипед всего за две недели. Следовательно, делает вывод Сэндлин, детский мозг обладает большей пластичностью нейронных связей. Оттого, кстати, и иностранные языки даются им не в пример легче.

Таким образом, Сэндлин нашел способ показать максимально наглядно, какая большая пропасть лежит между «я знаю» и «мой мозг знает».

Опасливо-восхищенное восприятие относительно того органа, что живет своей особенной жизнью в черепной коробке, управляя физиологическими процессами организма, эмоциями, снами, мыслительными возможностями, возникает у нас и при других ситуациях. К примеру, когда мы решаем некоторые головоломки. Вспомните такое задание: на картинке, где ничего нет кроме незатейливого узора, надо найти определенное изображение, скажем, голову лошади. Сначала вы смотрите на узор с недоумением: где? Но через пару мгновений видите, как плоское полотно вдруг становится объемным и из него действительно «выдвигается» на вас голова лошади. Как это происходит? Что за фокус? Согласитесь, каждый раз – ощущение волшебства.

Или другая задача: надо прочесть текст, где вместо слов – бессмысленные наборы букв. Вы смотрите на них секунду, другую, третью… И тут, словно по щелчку, неожиданно осознаете, что способны запросто прочесть написанное! И перед глазами уже не абракадабра, а слова, в которых просто не хватает некоторых букв. Озарение приходит в один момент, когда вы еще даже не попытались решить головоломку, подобрать ключик к ее решению. Вы, кажется, и не начинали шевелить извилинами, а он, ваш мозг, уже завершил работу и преподнес вам готовый ответ. Каким-то образом он понял, что тут «неправильно», мгновенно подобрал недостающие буквы и вуаля – текст готов к прочтению.

Таких фокусов человеческий мозг может продемонстрировать много. Его возможности и способности по-прежнему превосходят самые современные компьютеры, он, к примеру, способен запомнить в 5 раз больше информации, чем содержится в Британской энциклопедии. По некоторым подсчетам, ему по силам вместить от 3 до 1000 терабайт. Это и близко не сравнить с тем, что сейчас существует в технике: планируется достичь емкости носителя всего в 20 терабайт.

По материалам pikabu.ru, fb.ru, masterok.livejournal.com



подпишитесь на нас в Дзен