Ученые признали: гениями рождаются. Но если не повезло - мозг можно натренировать

Подавляющее большинство людей уверены: особые, выдающиеся способности могут быть только врожденными. Ты либо получаешь этот бесценный дар свыше, либо нет. Но действительно ли дело обстоит именно так? Существует стойкий миф, что мозг человека использует только 10-20 процентов своих возможностей. Мало того,

кто-то называет цифры и в три, а то и в два процента. На самом деле это заблуждение, причем давно развенчанное. А появилось оно в середине прошлого века. Даже сейчас у ученых нет четкой картины, как именно протекает мыслительный процесс у человека, а тогда об этом имели еще более смутное представление.

Правда, о нейронах и возникающих между ними связях уже знали и хотели каким-либо образом «измерить» эффективность их работы. Задача была не из легких: ведь мозг – это миллиарды нейронов! Не будешь же проверять активность каждого. Решили исследовать лишь небольшой участок серого вещества, резонно заключив, что процессы, протекающие в одной его области, можно экстраполировать (перенести) и на другие, они везде примерно одинаковы.

Исследования показали, что активно себя ведет, то есть генерирует электрические импульсы, очень маленькая часть нейронов, остальные пребывают в «спячке». Тогда и появился разочаровывающий и вместе с тем интригующий вывод: нейронов у нас море, но они почему-то не задействованы. Ждут своего часа? Нового витка эволюции? Или это скрытый ресурс на случай глобальных потрясений? В общем, родилась масса домыслов.

В действительности ученых подвел слишком упрощенный подход. Они не учли, что нейроны каждого из участков мозга отвечают за разные функции: благодаря одним мы двигаемся, с помощью других испытываем эмоции и т.д. И в каждую минуту нашего бытия бодрствуют те нейроны, которые нужны в данный момент. Если мы сидим, отдыхают те, что ответственны за ходьбу и бег; если молчим, бездействуют те, что управляют речью.

Сложная система возбуждения и торможения нейронных импульсов на самом деле очень гармонична, функциональна, без этой системы постоянного включения-выключения начался бы настоящий хаос. Представьте, к примеру, что с вами было бы, если б вы испытывали все эмоции разом – ужас, радость, стыд, гнев, счастье... Или думали одновременно о сотне, тысяче разных вещей! Рисуется картина безумия, не правда ли?

В качестве яркого примера можно привести эпилепсию. Отчего у человека с таким диагнозом начинается приступ? Как раз таки из-за разбалансировки слаженного механизма деятельности нейронов. Сбой сдерживает реакцию торможения, и начинается бесконтрольная волна нарастающего возбуждения. По цепочке, от одних нейронов к другим, пока дело не доходит до тех, которые запускают моторику. У человека начинается спазм мышц, судороги.

Сегодня для исследователей мозга очевидно, что если многие нейроны спят, то только затем, чтобы в нужный момент проснуться, и каких-то «ленивых», «бесполезных» среди них нет, все они так или иначе участвуют в нашей жизнедеятельности.

Зададимся другим вопросом: насколько это хорошая новость? Согласитесь, раньше приятно было сознавать: положим, «ничего я пока в жизни не добился, но ведь и потенциал мой еще не раскрыт! А если и раскрыт, то только на 10 процентов. У меня еще всё впереди, я в активном поиске себя!»

Теперь же надо с прискорбием признать: «мозг мой, оказывается, работает «на все 100», и раз достижений никаких, то, выходит, это потолок...».

То есть поговорки «выше головы не прыгнешь», «не дано – так не дано» отражают истинное положение дел. Как и утверждение, что гением надо родиться.

Как ни странно, тут мы тоже скатываемся к упрощению, а значит, снова можем, поторопившись с выводами, ошибиться. Не забывайте – мозг обладает поразительными способностями к развитию. Особенно сильно это проявляется в детстве. Мы даже не подозреваем, какие огромные объемы информации перерабатывает и усваивает крошечный человечек. Когда он рождается, у него объем нейронов больше, чем у взрослого, но они пока не имеют связей и поэтому он не способен даже видеть! Сначала он различает свет, потом – смутные силуэты. И лишь затем по-настоящему «прозревает».

Как-то проводился жестокий эксперимент с котятами: их растили в полной темноте, и лишь повзрослевших выпустили на свет. Представьте себе – имея совершенно нормальное зрение, они оставались слепыми, и это нельзя было исправить!

То есть для обретения способности видеть мозгу отведен совершенно определенный отрезок времени после рождения. Вывод очевиден: недостаточно родиться с набором генов без изъянов – не менее, а иногда и более важны соответствующие условия для нормального развития.

Еще пример. Ребенок учится говорить в раннем возрасте. Когда в джунглях находят довольно взрослых «маугли», они способны освоить человеческую речь лишь на примитивном уровне или не поддаются обучению вовсе.

Это доказывает, что самые серьезные, важные вещи происходят с мозгом в детстве. И тут многое, если не всё, зависит от среды, от взрослых. Либо все задатки ребенка чутко улавливаются и развиваются родителями – и он начинает бегло говорить на иностранных языках, читать или, скажем, рисовать, петь, либо эти таланты так и остаются невостребованными и оттого постепенно затухают. Таким образом, фразу «Все дети – гении» сложно назвать преувеличением.

А что же во взрослом возрасте? Есть ли надежда ярко проявить себя, если до сей поры человек, скажем прямо, не блистал. Оказывается, есть!

Предприниматель Джефф ФАДЖАНС изучил опыт множества выдающихся творческих людей и вывел несколько правил, которые позволят простым смертным повторить их успех.

Интересуйтесь – и всерьез. Искра творческого гения – это просто очень сильная, не гаснущая заинтересованность в чем-то, будь то решение конкретной проблемы, стремление побольше узнать о какой-то области знаний или простое любопытство. Без этой мотивации будет невозможно преодолеть серьезные трудности и выйти за пределы статус-кво. Поэтому первый шаг – определить свои интересы. Что по-настоящему вас интригует и возбуждает? Что вам любопытно? Эти вопросы – фундамент для развития вашей креативности.

Будьте экспертом и ребенком в одном лице. Связь между интеллектом и креативностью слабее, чем вы думаете. Как ни странно, высокий IQ может быть даже препятствием для творческого мышления. Чрезвычайно умные люди бывают слишком уверены в своем превосходстве, а это снижает любопытство, желание исследовать. Они просто перестают учиться, потому что и так чувствуют себя выше других. Гете говорил, что главная черта гения – наивность. Гении умеют сочетать в себе детское любопытство с мудростью. Это позволяет им генерировать массу разнообразных, сумасшедших и как будто не связанных друг с другом идей (принимая позицию начинающего энтузиаста), а затем находить внятное решение (принимая позицию эксперта, который умеет отличать важное от неважного).

Сам себе строгий судья. Если мы не в состоянии быть объективными и честными с собой, мы никогда не сможем в полной мере задействовать свои сильные стороны. Творческие гении умеют отстраниться от своей работы и даже раскритиковать ее, порвать в клочья. Это важный навык, который они используют регулярно.

Стройте планы и... нарушайте их. Гении тратят много времени на анализ, планирование, размышления. Но они обладают также способностью молниеносно отказаться от своих же планов в свете новой информации. Гении знают, что слишком жесткое следование плану приводит лишь к тому, что вы упускаете важные возможности, из которых может родиться принципиально новое решение.

По словам автора книг о мозге Дэвида ШЕНКА, интеллектуальные пределы человека в любом возрасте определить, по сути, невозможно. В каждом есть потенциал для гениальности. Главное – избавиться от мифа, что одаренность бывает только врожденной.

По материалам ideanomics.ru elementy.ru medium.com



подпишитесь на нас в Дзен