Верба – хлест, бьет до слез

Еще с древности славяне верили, что «дерево девяти жизней» наделено огромной силой, потому-то и раньше других пробуждается после долгой зимы и, впитывая первые весенние солнечные лучи, несет радость людям своими оживающими веточками. А еще у него множество мистических и чудесных свойств.   Верба считалась символом непрерывности и постоянства жизни. Само ее название указывает на ее избранность – «священные ветви». Этимология ее названия связывается с верчением, вращением (веретено), а также Веремье (врем'я – время). Именно верба символизирует древнеславянского языческого бога Ярилу. В народной культуре это символ быстрого роста, преумножения, плодородия. Болгары вербовыми ветками опоясывали котлы для первого доения овец, чтобы больше молока давали животные. Поляки сплетенным из вербовых веток бичом погоняли коров с той же целью. Жители сербского Баната в Юрьев день опоясывали вербой детей и слегка били их вербовыми ветками, «чтобы они росли, как верба». Первые остриженные волосы у маленького ребенка (особенно у девочки) клали на вербу, чтобы волосы росли быстро и косы у нее были длинными. Словаки Закарпатья клали кусочки вербы на тесто, приготовленное для хлебов, чтобы они росли в печи так же быстро, как растет верба. Бытовало поверье, что из вербы, растущей в глубине дремучего леса, куда не проникает ни один луч света, можно сделать волшебную дудочку – ее музыка развеселит и заставит смеяться самого грустного человека на свете, а злой, услышав ее, признается и покается во всех своих темных делах. И еще в старину верили, что если в темном лесу найти зеленую вербу, которая никогда не слышала шума воды и пения петуха, сделать из нее свирель и заиграть, то мертвецы оживут, встанут из могил и вернутся с того света.   С приходом христианства отношение к вербе стало неоднозначным. Старую вербу считали проклятым деревом, так как, по легенде, из него были сделаны гвозди для креста, на котором распяли Христа. В наказание за это та верба стала бесплодной, трухлявой и с кривым стволом. Иногда о странной любви люди говорили: «Влюбился, как черт в сухую вербу». Бытовало поверье, что нечистые силы весной спасаются на этом дереве от поздних холодов и падают прямо в воду после Вербного воскресенья, поэтому, начиная с него и до самой Пасхи запрещалось под вербами черпать воду. А еще существовала примета: «Вербу дома посадить – себе заступ готовить». То есть человек, посадивший вербу, умрет, когда из ее ветки можно будет вытесать лопату. С другой стороны, ветки вербы, подобно пальмовым ветвям, которыми приветствовали Иисуса Христа перед входом в Иерусалим жители Иудеи, – это символы победы жизни над смертью. Во время богослужения их освящают святой водой и разносят по домам. Благочестивые христиане обычно хранят такие ветки в течение целого года, украшая ими иконы в домах. В народе тесно переплелись старинные традиции с христианскими. Исстари верили, что верба наделяет здоровьем. Родители, придя из церкви с освященной вербой, начинали символически стегать ею своих детей, при этом приговаривая: «Верба – хлест, бьет до слез, верба красна, бьет не напрасно». И себя – тоже (чтобы прибавилось здоровья), при этом приговаривая: «Не я бью – верба бьет». А еще стегали веточками и новобрачных или молодых девушек – для того чтобы у них родилось много здоровых детей. Освященным вербным веточкам приписывали поистине чудесные способности. Ее целебную силу издавна старались распространить на весь окружающий быт. Так, в Вербное воскресенье пекли специальные пироги. Почки чудесного дерева употребляли в пищу больные лихорадкой и женщины, которые хотели излечиться от бесплодия. Из них делали порошок для лечения ран. Верили, что освященная веточка исцелит хромого человека, если прикоснуться ею к его ногам; а если положить ветвь на голову и повязать платок, пройдет любая мигрень. Считалось, что освященная верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя – помочь при пожаре.   Есть несколько простых ритуалов, которые при желании можно выполнить на Вербное воскресенье. Во-первых, «пустить» освященную ветку на воду. Она уплывет – добро и достаток «приплывут» в дом. Во-вторых, если сжечь такую веточку, она защитит дом от пожара; а если воткнуть ее в крышу дома (или прикрепить в верхней угловой части потолка), то станет хранительницей здоровья и душевного спокойствия. Освященная верба способна помочь каждому человеку, с искренностью обратившемуся к ней. Для этого нужно поставить ветку в вазу, ежедневно менять воду и разговаривать с ней – о чем-то попросить, на что-то пожаловаться. Засыхающая веточка означает, что верба нейтрализует неприятности и беды, притянув их к себе. Тогда следует отнести ее подальше от дома, поблагодарить и сжечь. В случае же, если ветка пустила корни и на ней распускаются листочки, ее можно посадить и быть уверенным, что деревце исполняет вашу просьбу. Чтобы в семье не было ссор и размолвок, нужно принести в дом ветку вербы со словами: «Как Вербное воскресенье было и есть, так и мир в этом доме восстановлен». Отправляясь на важную встречу, нужно оторвать от веточки, сохраненной с Вербного воскресенья, три почки и съесть их, при этом напряженно думая о своем деле, и тогда вас ждет удача. Правда, пользоваться этим свойством вербы стоит только в самом крайнем случае. Постоянно, нужно или не нужно, вербу лучше не беспокоить – беспрерывные обращения к ней, которые свидетельствуют о неуверенности в себе, могут выйти боком просящему. Одинокая девушка, мечтающая о любви, должна прийти к вербе, на которой еще не распустились листья, в последний день убывающей Луны и прикрепить к ветке яркую ленту или обрывок цветной бумаги с написанной просьбой, а затем уйти не оглядываясь. Второй раз в этом году к этому деревцу подходить нельзя.   На Вербное воскресенье принято не только выполнять ритуалы, но и заговаривать. Так, чтобы улучшить здоровье и избавиться от головных болей, нужно за день до праздника расчесать волосы, опустить пару волосинок в воду и полить ею вербу, приговаривая: «Вода, иди в землю вместе с болью». Считается, что все болезни действительно покинут человека. В этот день можно сделать и любовный приворот. Для этого замужняя женщина должна сломать веточку и сказать: «До тех пор, пока верба у меня лежать будет, До тех пор меня муж не разлюбит, не забудет». После этого ветку нужно спрятать в укромное место (лучше всего за икону) и ни в коем случае не выбрасывать. Чтобы на огороде все росло хорошо, нужно перед началом активных работ на земле подойти к «своей» вербе (растущей неподалеку от участка) и сказать: «В чистом поле, на вольном раздолье Огород мой (назвать свое имя) стоит, урожай мне родит. Пусть бы дождям теплым его поливать. Пусть бы ветрам его овевать. Пусть бы солнцу его согревать. Пусть бы вербе за ним надзирать. Ты, верба, за ним надзирай, сорняки злые вырывай корнями, Гнусов поганых отгоняй ветвями И от всякого вора мой урожай береги, стереги. Пусть бы земля меня наградила – хорошо мне родила. Пусть бы меня (имя) обогатила. Мне земля даст, а я тебе отдам, не предам». Сказав это, следует набрать левой рукой четыре раза по четыре горсти из-под вербы, принести на свой огород и разбросать на четыре стороны, приговаривая: «Пусть земля родит, меня наградит, урожаем богатым одарит». Верить или не верить в волшебную силу вербы – дело каждого. Но в любом случае сходить за ней в лес или просто купить несколько веточек – значит прикоснуться к магии пробуждающейся природы. А это всегда – чудо.  


подпишитесь на нас в Дзен