Внезапная потеря сознания за рулем: как спасти водителя и пассажиров

Водитель, упавший в обморок во время движения, уже не контролирует автомобиль, что в подавляющем большинстве случаев приводит к ДТП. Степень тяжести аварии главным образом зависит от скорости, с которой ехала машина, и интенсивности движения на том участке, где это произошло. Конечно, действия пассажира

могут повлиять на исход событий, но на практике избежать ДТП в подобной ситуации удается редко.

Задача стоит совсем непростая – сохранить безопасную траекторию движения и остановить неуправляемую машину. Увы, чаще всего пассажиру удается лишь снизить скорость до минимума. При этом полную остановку нередко можно обеспечить только одним способом – направить автомобиль в безлюдное место и в сторону наиболее безопасного препятствия – кустарника, высокого бордюра или непрочного ограждения.

Полностью сбросить скорость при помощи педали тормоза, скорее всего, не получится, поскольку человеку, сидящему рядом с водителем, добраться под его ноги будет крайне трудно.

Если автомобиль еще не потерял направление движения и едет прямо, пассажиру первым делом следует взять руль, включить аварийку и, по возможности, отключить зажигание, но при этом повернуть ключ не до упора, чтобы на ходу не заклинило руль.

В некоторых ситуациях отключать мотор не следует – например тогда, когда пассажир собирается остановить машину с помощью переключения «автомата» в ручном режиме на пониженные ступени. При таком условии следует убедиться, что в момент потери сознания водителя его ступня не оказалась на педали газа. В противном случае необходимо попытаться сдвинуть ее оттуда, согнув его ногу в колене.

Замедлить движение можно также механическим ручником, если, конечно, при этом не слишком высокая скорость. Электронный стояночный тормоз на полном ходу использовать бесполезно – он не сработает.

При наличии механической коробки передач можно попробовать включить пониженную. Если у вас хватит сил во время движения включить заднюю, имейте в виду, что ведущие колеса немедленно начнут вращаться в противоположную сторону. Если машина заднеприводная, она остановится; а вот переднеприводная может потерять управляемость со всеми вытекающими последствиями.

Если машина оснащена «автоматом», «роботом» или «вариатором», то переводить селектор в режим P («паркинг») или R («задний ход») бесполезно – авто сохранит скорость, поскольку электроника запрограммирована на «защиту от дурака». А вот на стареньких моделях начала нулевых годов выпуска есть шанс, что в режиме паркинга авто затормозит.

В идеале, если пассажир переведет «автомат» в ручной режим, которым оборудованы большинство современных моделей, есть шанс снизить скорость с помощью переключения селектора на пониженные передачи. Как уже было сказано выше, достигнув совсем небольшой скорости при невозможности полностью остановиться, следует направить автомобиль на наиболее безопасное препятствие. При этом по возможности использовать звуковой сигнал, который привлечет внимание других участников движения.

По материалам avtovzglyad.ru



подпишитесь на нас в Дзен