Выслушав советчиков, включите свой мозг

Идя на поводу у людей с их мнением и выслушивая «мудрые советы», мы нередко попадаем в неоднозначные ситуации, которые рискуют обернуться для нас неприятностями. Не утруждая себя анализом того, какие последствия

это может иметь, мы принимаемся за дело, вступаем в отношения, мысленно перекладываем ответственность на советчиков. Но как ни крути, по результату будут судить не о них, а конкретно – о вас, и нет никакой гарантии того, что он будет удачным. Если бы мы слепо не следовали советам «бывалых» и включали собственное критическое мышление, то многих ошибок удалось бы избежать.

Почему не надо идти на поводу у всяческих бесплатных советчиков и как выстроить в мозгу позитивное критическое мышление, рассказывает кандидат психологических наук Татьяна БОРИСОВА.

«Море информации, в котором мы ежедневно тонем, из последних сил пытаясь выплыть, отупляет, заставляет расслабиться и перестать думать, – говорит специалист. – Мы легко находим ответы на все вопросы, используя Интернет или обращаясь за советом к тем людям, которых считаем опытными. В лучшем случае такие рекомендации – это меры, которые оказались действенными в иной ситуации в конкретном месте, в определенное время. Необходимо понимать, что положительные результаты могут получиться только при этих обстоятельствах, а в вашей ситуации обязательно потребуется проанализировать эти рекомендации и, возможно, пересмотреть их для того, чтобы принять верное решение. Для этого и необходимо выработать критическое мышление.

Критическое мышление – это неотъемлемая часть любого конструктивного процесса – личностного роста. Некоторые люди обладают такой способностью с рождения, но чаще всего это навык приобретенный.

Развивать критическое мышление необходимо, поскольку именно оно поможет вам выстроить четкую последовательность действий, обнаружить проблемные вещи и избежать неожиданных неприятных сюрпризов».

По словам Татьяны БОРИСОВОЙ, тренировочным этапом в процессе развития критического мышления может стать детальный анализ уже совершившихся поступков.

«Это очень важный момент, который позволит вам приучить себя к анализу собственных действий, – говорит Татьяна БОРИСОВА. – Во-первых, постарайтесь вспомнить все свои промахи, которые происходили с вами за последние несколько лет. Детально восстановите картину своих действий и попытайтесь как можно глубже проанализировать произошедшее. Обязательно записывайте все, что вам удастся выявить в процессе анализа. Таким образом, у вас, скорее всего, получится найти причину неудач.

Во-вторых, докопавшись до сути, постарайтесь просчитать иное развитие ситуации – желательно с положительным финалом, если бы вы не совершили этой ошибки. Если то, что у вас получилось, вам нравится, – запоминайте и в следующий раз используйте. Если предполагаемый итог и средства его достижения не устраивают, то продолжайте искать дальше. Важный совет – проводя разбор неудач, не доходите до крайностей. Проанализировать все и сразу невозможно. Кроме того, не лезьте слишком глубоко. Вы можете не докопаться до сути и лишь потратите время. Все хорошо в меру. Занимайтесь только теми ситуациями, в которых вы потерпели полное фиаско».

По словам Татьяны БОРИСОВОЙ, для того чтобы развить в себе критическое мышление, необходимо придерживаться трех важных правил.

* НЕ ОБМАНЫВАЙТЕ СЕБЯ

Комментарий специалиста: «Представьте, что вы – частный детектив, которому необходимо разобраться во всех деталях происходящего, – говорит Татьяна БОРИСОВА. – Во-первых, старайтесь следить за тем, чтобы изначальные посылы или суждения, которые мы принимаем за исходные данные, не изменялись на протяжении всего процесса. Часто мы имеем дело с подменой понятий, которая произошла благодаря сильным эмоциям. Анализируя ситуацию, вместо исходной информации мы рассматриваем трансформированную нашим услужливым сознанием (плохое и ошибки гоним вон), тем самым совершая один из главных промахов. Поскольку данные уже изменены, то в итоге получается результат, который ничего общего с реальностью не имеет. Старайтесь отбрасывать ненужные эмоции и постоянно возвращаться к тем фактам и побуждающим мотивам, которые лежали в основе анализируемого вами процесса.

Второй не менее важный вопрос касается аргументации. Следите за тем, чтобы сохранялась связь между изначальными суждениями и заключениями, подтверждая логичную последовательность процесса. Обязательно учитывайте все компоненты аргументации, в том числе и контраргументы. Взгляд на происходящее с разных сторон поможет провести максимально глубокий анализ ситуации».

* СОМНЕВАЙТЕСЬ ВО ВСЕМ

Комментарий специалиста: «Не воспринимайте на веру то, что вы слышите от окружающих, каким бы статусом они ни обладали, – предупреждает Татьяна БОРИСОВА. – Ставьте под сомнение всю информацию и не спешите делать выводы. Всегда берите время на размышления, особенно в тех случаях, когда ситуация не требует мгновенного разрешения. Сомневайтесь даже в том, что на первый взгляд кажется вам вполне правильным. Случается и так, что именно в подобных вещах кроются основные ошибки».

* ПРОВЕРЯЙТЕ АБСОЛЮТНО ВСЁ

Комментарий специалиста: «Основные ошибки, как правило, заключаются в том, что мы вникаем только в те факты, которые легче всего поддаются проверке, – говорит Татьяна БОРИСОВА. – И тогда создается впечатление того, что информация в целом, действительно, соответствует реальности. Желательно проверять всю информацию, не ограничиваясь выборочной. Старайтесь устанавливать причинно-следственную связь для того, чтобы увидеть картину целиком. Не спешите делать выводы, пока вам не удалось воссоздать полную картину о происходящем событии».

Тест

Анализ или обида?

Конструктивная критика способна дать человеку важную информацию, которая поможет ему понять свои ошибки и предпринять меры для того, чтобы стать лучше. Правда отношение к стороннему анализу собственных действий при этом у всех разное. Одни не терпят правды со стороны и обижаются, даже преследуют критиканов с целью отомстить. Другие пропускают сказанное мимо ушей, не обращая внимания и на полезную информацию. Третьи не просто запоминают суть замечаний, но и анализируют их, стараясь в будущем избегать ошибок. К какому из этих типов относитесь вы? Давайте проверим!

  1. Начальник проявляет полную некомпетентность в принятии важных решений. Станете ли вы критиковать его?

а) ни в коем случае, «жираф большой, ему видней», лучше в это не лезть;

б) постараюсь донести до него необходимую информацию, сделав это аккуратно, ненавязчиво и без свидетелей;

в) об этом надо не говорить, а кричать, потому что начальник-самодур – это большие проблемы в компании.

  1. Придерживаетесь ли вы мнения, что критики много не бывает, поэтому, чтобы добиться хорошего результата, необходимо засыпать человека критическими замечаниями?

а) считаю, что критика со стороны способна задавить человека, заставив его испытать сильные переживания;

б) критику необходимо дозировать и очень аккуратно человеку подавать, чтобы он не расстроился, а принял ее как руководство к действию;

в) только убойная критика способна заставить человека измениться, полумеры тут не помогут.

  1. Случается ли так, что вы чувствуете резкую неприязнь к человеку, который высказывает в отношении вас критические замечания?

а) да, мне не нравятся люди, которые критикуют других, пусть лучше следят за собой;

б) если поток критики нескончаем и она отличается резкостью, то к говорящему у меня возникает отвращение;

в) никаких отрицательных эмоций такие люди у меня не вызывают.

  1. Если в вашем присутствии человек нещадно критикует себя, какие чувства вы испытываете?

а) удовлетворение, пусть занимается самобичеванием, если хочет, для меня это не несет негатива;

б) я стараюсь всеми доступными мне способами прекратить это, во-первых, надо знать меру, во-вторых, не стоит делать это при свидетелях, если только он не играет на публику;

в) я добавлю свои пять копеек в оценку личности этого человека, пусть он получит исчерпывающую информацию.

  1. Какова ваша обычная реакция на справедливую критику в том случае, если вы на все сто процентов уверены, что говорящий прав?

а) все отрицаю и буду отрицать до последнего, никто не имеет права критиковать меня и высказывать мне свои претензии;

б) выслушаю и задумаюсь; критику надо воспринимать правильно, а потом анализировать ситуацию и делать выводы;

в) я попытаюсь найти слабые стороны у того, кто меня критикует, и ответить ему тем же.

А теперь подведем итоги:

Если у вас больше ответов А, вы панически боитесь критики, поэтому предпочитаете не обращать на нее внимания, игнорируя любые замечания. Такое отношение к оценке окружающих ограничивает вас в возможности получать объективную обратную связь. Постарайтесь пересмотреть свое отношение к подобным замечаниям, и вы сможете получить много полезной информации, которая подскажет вам, как измениться в лучшую сторону.

Если среди ваших ответов больше вариантов Б, то вы хорошо понимаете всю пользу конструктивных критических замечаний, которые слышите со стороны. Вы знаете, на что нужно обращать внимание, а что можно пропустить мимо ушей. Наконец, вы умеете анализировать мнение со стороны, делать выводы и поступать иначе, получая лучшие результаты.

Если у вас больше ответов В, то вы пока не готовы конструктивно воспринимать критические замечания со стороны. Напротив, вы реагирует на них враждебно и в ответ пытаетесь «укусить» того, кто указал вам на ошибки. Постарайтесь усмирить свой пыл. У вас есть уникальная возможность услышать мнение окружающих и стать лучше. Глупо было бы ею не воспользоваться.



подпишитесь на нас в Дзен