Заноза в коллективе: психолог – о технике безопасности в отношениях с пакостником

Интересная работа, подкрепленная хорошей зарплатой, это две составляющие, которые способны сделать человека счастливым. Однако такая небольшая, на первый взгляд, проблема, как нечистоплотный коллега-карьерист, может добавить ложку дегтя в эту бочку с медом, сделав трудовые будни невыносимыми. По каким

приметам можно определить «занозу» и как обезоружить, рассказывает кандидат психологических наук Татьяна БОРИСОВА.

Мы часто заблуждаемся, полагая, что коллеги ведут себя неадекватно по отношению к нам. Такая мнительность ни к чему хорошему не приводит: во-первых, ранее интересный рабочий процесс превращается в стрессовый, где мы каждую секунду ждем удара из засады и пытаемся защищаться. Во-вторых, неприятные думы преследуют нас и дома, в ответ мы стараемся найти пути противодействия и разрешить проблему. Это не дает расслабиться и портит настроение.

«Коллеги-выскочки – большая неприятность, которая может превратить рабочий процесс в ад, – говорит кандидат психологических наук Татьяна БОРИСОВА. – Их важно определить с самого начала, иначе за довольно короткий период времени вы поймете, что ваш карьерный рост под большим вопросом. Тогда уже будет, может быть, поздно что-то предпринимать. Но не поддавайтесь панике, потому что нет никакой необходимости подозревать всех и вся для того, чтобы определить, кто именно пытается дискредитировать и обесценить вашу работу.

Важно понаблюдать за человеком, в чистоплотности которого вы усомнились, и сделать выводы. Часто интриганы очень хорошо понимают, чем они занимаются и какого хотят достичь результата. Поэтому действуют уверенно и аккуратно. Вам потребуется определенное время для того, чтобы установить, что ваш коллега действительно занимается подсиживанием».

* КРИТИКА БЕЗ ПРИЧИН

Комментарий специалиста: «Сотрудник, который решил обесценить вашу работу, часто начинает критиковать вас и ваш профессионализм, – говорит Татьяна БОРИСОВА. – Он находит абсолютно незначительные мелочи, которые не влияют на общий результат, но старается преподнести их так, как будто бы это глобальная ошибка, которая сводит на нет все ваши усилия. Интересно и то, что, когда придраться не к чему, коллега-«доброжелатель» предпринимает усилия для того, чтобы сфабриковать проблему и обвинить в ее возникновении вас. Например, дело может дойти до того, что он подменит файлы или внесет в документ информацию, которую вы и не думали добавлять. Сделает он это в тот самый момент, когда вам нужно будет утверждать план и объемы работ (или сдавать отчет руководству). Очевидно, что начальник поднимет вопрос о придуманных карьеристом ошибках, которых вы и не совершали, и вам будет не по себе.

Что делать, если вы попали в такую неприятную ситуацию?

Во-первых, не подпускать этого человека к своим рабочим документам, делать их копии и тщательно проверять всё перед тем, как их отправить или показать руководству. Трудиться в таком режиме, конечно, непросто, но найти другую интересную работу, как правило, еще сложнее. В большинстве случаев, когда усилия «друга» безуспешны, он отступает, переключаясь на кого-то другого.

Во-вторых, старайтесь ограничить ваше общение до минимума. Дело в том, что, как правило, подлый коллега всегда демонстрирует, что настроен дружелюбно, и стремится к откровенному общению со своей жертвой. А иначе как он будет добывать компромат? Избегая порывов откровения, вы не дадите ему возможность изучить особенности вашего характера, найти болевые точки. В этом случае ему будет гораздо сложнее разработать план своих пакостных действий».

* КАК ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ РУКОВОДСТВА НА ПРОБЛЕМУ

Комментарий специалиста: «Сразу жаловаться руководству на то, что вашу работу оболгали и обесценили, не стоит, – говорит Татьяна БОРИСОВА. – Сделать это можно только тогда, когда у вас на руках будут неоспоримые доказательства того, что вам действительно ставят палки в колеса. Поэтому старайтесь протоколировать каждый весомый, на ваш взгляд, факт. А когда их наберется большое количество, смело отправляйтесь к начальству. Скажите, что могли бы работать лучше, если бы не одно «но»… . А именно – противодействие вашего коллеги.

Кстати, это касается и простоя в командной работе, когда группа делает свою ее часть, а кто-то один все время тянет с исполнением задания (либо всё делает с грубыми промахами, из-за чего другим приходится в срочном порядке все переделывать). Это неприятно, и с этим тоже надо что-то делать. Поэтому не переживайте о своих замечаниях в адрес бездельника в докладе руководству – справедливость на вашей стороне».

* ВОЗДЕЙСТВУЕМ НА САБОТАЖНИКА

Комментарий специалиста: «На подленького коллегу можно воздействовать его же методами, и это вполне надежное оружие, – говорит Татьяна БОРИСОВА. – Просто вам необходимо решить, готовы ли вы на такие действия или они чужды вашему характеру и убеждениям. Если все же решитесь на такую «игру», то старайтесь продумывать всё на шаг-два вперед, чтобы на финише оказаться в дамках. Он создает вам одну проблему, а вы ему – две. Ваше испытание для него всегда должно быть чуть сложнее, чем то, что подкинул вам он.

Если делать выводы по тем реальным ситуациям, которым я была свидетелем, то подлость коллеги испаряется довольно быстро. Более того, в его поведении происходят позитивные перемены, и на некоторое время, иногда даже надолго, он делает перерыв и не пакостит.

Еще один способ воздействия – неконструктивная критика. Вы просто недовольны всем, что с ним связано: плохо работает, некрасиво одевается, выглядит неряшливым, грубит. Всё это вы сообщаете во всеуслышание – таким образом, чтобы он обязательно был свидетелем этого разговора. Самооценка человека от таких заявлений сильно страдает, он начинает обращать большую часть внимания на себя-ущербного и перестает докапываться до слабых мест окружающих».



подпишитесь на нас в Дзен