Земля входит в эпоху катастроф

К 2050 году число природных катаклизмов в мире возрастет в четыре раза, при этом ущерб от них – в десятки раз. Такую мрачную перспективу прогнозируют нам ученые, специализирующиеся на стихийных бедствиях. Есть свидетельства древних, что такие гибельные эпохи наша планета переживала и в прошлом, теряя целые цивилизации. Недавно в Москве прошел международный конгресс под названием «Глобальная и национальные стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий». По подсчетам экспертов, катастрофы становятся все более масштабными и представляют серьезную угрозу для жителей Земли. За последние двадцать лет в катастрофах погибли более трех миллионов человек, при этом количество пострадавших составило более 800 миллионов. Специалисты отмечают, что в России 60 процентов населения могут пострадать от различных природных факторов. При этом следствием стихийных бедствий могут быть техногенные катастрофы. По данным МЧС, на территории нашей страны расположено более 4,5 тысяч критически важных объектов и большинство из них находится в густонаселенных районах. Риски чрезвычайных ситуаций, возникающие в процессе изменения климата и хозяйственной деятельности, серьезно угрожают людям и объектам экономики. Как говорят эксперты, экономический ущерб от катастроф различного характера к 2050 году может достигнуть 1,5-2 процентов от валового внутреннего продукта, а это от 675 до 900 миллиардов рублей. Оправдаются эти прогнозы или нет, пока неизвестно, однако человечеству не привыкать к гибельным ударам стихии. Остановимся на наиболее страшных из них. Древние римляне ценили плодородность вулканических почв – 2 тысячи лет назад на склонах Везувия собирали богатые урожаи винограда. В начале новой эры область вблизи Неаполитанского залива была излюбленным местом жительства богатых горожан. На севере располагался город Геркуланум, южнее находились Помпеи и Стабия – своего рода «элитные поселки» близ Неаполя. Римляне считали Везувий потухшим вулканом. И вот наступило 24 августа 79 года. Около часа дня жители заметили облако над Везувием. Небо сделалось грозным, облако становилось все темнее и темнее… За пеплом полностью скрылось солнце, с неба начали падать камни. Богатые вовремя поняли, чем это грозит, и большая часть из них успела укрыться в безопасных местах. Не покинули Геркуланум и Помпеи те, кто не верил в катастрофу, – рабы и отбывавшие наказание воины. Всех их накрыло пеплом и затопило лавой, спастись не смог никто. Однако к тому времени, когда со склонов потекла лава, большинство уже погибло – пепел и ядовитые сернистые пары сделали свое дело. Извержение Везувия полностью уничтожило город Помпеи, скрыв его под трехметровым слоем пепла. Когда в середине XVIII века начались раскопки, в переулке, названном Улицей скелетов, нашли останки женщины, будто спокойно спящей на боку; рядом находилась девушка в вышитых сандалиях, замершая в позе глубокого отчаяния. Около них стоял увязший в пепле мужчина, который так и застыл, пытаясь встать на ноги. Город Геркуланум не был засыпан пеплом, но когда пошел проливной дождь, то по склонам Везувия понеслись грязевые потоки, которые затопили его. И, как написал один из жителей: «Когда Везувий затих, небо вновь озарилось солнцем. Но лучи его уже не нашли нашей любимой страны». Чума – одно из самых смертоносных заболеваний в истории человечества. Болезнь появилась в Египте в IV веке до нашей эры, раннее описание ее сделал грек РУФ из Эфеса. С той поры чума каждые пять-десять лет налетала то на один континент, то на другой. В середине XIV века болезнь, придя из Индокитая, поразила Европу. Самое страшное нашествие чумы началось в 1347 году. Эта болезнь в странах Старого Света унесла в могилу 75 миллионов человеческих жизней. «Черной смертью» ее прозвали из-за черных крыс, принесших страшную эпидемию на континент. Первым признаком чумы было появление прыщей на задней стороне ушей; затем под мышками опухали железы, начиналась кровавая рвота, человек заходился от сильных болей и вскоре умирал. Особенно свирепствовала болезнь в Италии: люди замертво падали на улицах, разлагающиеся тела отравляли воздух. К трупам было страшно прикоснуться, и под страхом тюрьмы власти заставляли бедняков убирать их. Чтобы обезопасить себя от заражения, врачи надевали длинные халаты, на руки натягивали перчатки, на лицо – маски с клювами. К кистям рук привязывали тарелки с благовониями, и доктора становились похожи на чудовищных существ, при появлении которых люди разбегались. После Италии болезнь перекинулась во Францию – в одном лишь Марселе скончалось 56 тысяч человек. В 1348 году недуг проник в Германию и Австрию. В Вене в первый день от эпидемии скончалось 960 человек, а потом каждый день тысячу умерших отвозили за город. В 1349 году чума перекинулась через пролив в Англию, и там также начался мор. Только в одном Лондоне умерло свыше половины его жителей. Лишь в 1351 году эпидемия пошла на убыль. За весь период шествия чумы по городам Европы погибла треть ее населения. Потом эпидемия двинулась на Польшу и Россию, но там, к счастью, суровый климат не дал болезни распространиться широко. Только к началу XIX века, с появлением антисептических средств, Европа полностью освободилась от этого страшного недуга. В апреле 1912 года в Северной Атлантике дрейфовало необычно много айсбергов. Тревожная метеосводка поступила капитанам всех судов, находившихся в океане. Однако Эдвард СМИТ, капитан крупнейшего английского морского лайнера «Титаник», не принял ее в расчет. В то, что краса и гордость британского пассажирского флота непотопляем, верили все. Лайнер должен был прибыть из английского порта Саутхемптон в Нью-Йорк. 14 апреля, когда до полуночи оставалось двадцать минут, произошло сближение судна с гигантской льдиной. Вахтенные офицеры ничего не обнаружили, так как на лайнере не было прожекторов, а у Фредерика ФЛИТА, сидевшего на мачте, не оказалось под рукой бинокля. Однако он обратил внимание, что небо заслонила гигантская глыба, и рванул веревку колокола громкого боя. Несмотря на команды «Лево на борт!» и «Полный назад!», судно продолжало по инерции двигаться вперед. Корпусу «Титаника» ледяная гора нанесла разрез в девяносто метров. Судно лишь вздрогнуло, никто из 2206 пассажиров не заметил толчка. Позднее, когда специалисты анализировали действия капитана, то вывод оказался неутешительным: если бы «Титаник» ударился в айсберг фронтально, он остался бы на плаву. Именно маневры привели к тому, что лайнер подставил свой бок льдине. Через десять минут после столкновения раздался грохот – проникнув в топки котельной, вода вызвала взрыв. Каждые пять секунд в трюмы носовой части судна стало поступать пять тонн воды. Капитан Смит принял решение осмотреть повреждения, и убедившись, что судно тонет, он бросился к каюте миллионера Джона Джекоба АСТОРА. Однако этот джентльмен отказался от места в шлюпке ради любимой женщины и впоследствии погиб. Первыми в шлюпках разместили женщин и детей, при этом предпочтение отдавалось пассажирам первого класса. В десять минут первого ночи нос судна стал погружаться в воду. В 2 часа 20 минут «Титаник» стоял почти вертикально. На верхней и нижней палубах люди еще надеялись, что их не бросят на произвол судьбы, но увы… Потом корпус судна встал вертикально, стали видны лопасти трех его винтов, раздались крики и всплески – это падали в воду пассажиры. Затем в машинном отделении лопнули котлы, и «Титаник» скрылся в пучине. В ту ночь 1517 пассажиров лайнера нашли свою могилу в ледяных водах Атлантики… О природе туманов хорошо известно из школьных учебников географии, а поэты и писатели воспели немало прекрасных туманных зорь – легкая дымка придает пейзажу своеобразное очарование. Но жителям Лондона до 1960-х годов, когда в стране преобладало печное отопление, туманы приносили немало горя. Осенью влажный воздух с Темзы, смешиваясь с бензиновыми выхлопами, дымом фабричных труб и угарным газом от печей, превращался в вонючую смесь. Бичом Лондона был смог – смесь дыма и газовых отходов химических предприятий с туманом. Первые катастрофические случаи отравления людей смогом начались внезапно: в декабре 1930 года умерли шестьдесят человек и пострадали более тысячи, в декабре 1948 года от смога заболели две тысячи человек. Когда серая масса опускалась на город, снижалась скорость автомобилей. Не лучше обстояло дело и с поездами – они пробирались на ощупь. Но хуже всего приходилось астматикам и тем, кто страдал легочными заболеваниями. Самым смертоносным для жителей Лондона стал туман в декабре 1952 года – неожиданно отравились сотни людей. Больницы оказались переполнены, а жертвы продолжали поступать. Но врачи были практически бессильны чем-либо помочь им. Последствия этого отравления не заставили себя ждать – за первые месяцы 1953 года было зафиксировано четыре тысячи смертей, а в течение года от заболеваний органов дыхания скончалось двенадцать тысяч человек. Лондон и другие города Европы были потрясены этими цифрами. Именно жуткие последствия смога вынудили правительство принять меры для повсеместного создания паровой системы отопления, отказаться от угля и перейти на нефть и газ.


подпишитесь на нас в Дзен