В магазине заставили оплатить случайно разбитую банку. Правомерно ли это?

«На днях пошла в один сетевой магазин и пока складывала товары в корзину, случайно зацепила соседнюю полку. С полки упала и разбилась банка с огурцами. Сотрудники торговой точки потребовали заплатить за банку. Я заплатила. Скажите, правомерно ли такое требование?» Анна из Владимира (звонок в редакцию)

Отвечает официальный представитель Управления Роспотребнадзора по Владимирской области Марина Колтунова:

- Случай, когда покупатель случайно повреждает товар в магазине самообслуживания, в законе «О защите прав потребителей» не расписан. Поэтому следует обращаться к Гражданскому кодексу Российской Федерации. ГК РФ содержит две нормы, которые содержат ответ на заданный вопрос. Первая норма касается риска случайной гибели имущества, и прописана она в статье 211. Вторая содержится в статье 1064, она содержит общие основания ответственности за причинение вреда.

Так, согласно первой правовой норме, риск случайной гибели имущества несет его собственник за исключением случая, если иное прямо прописано в договоре купли-продажи. В то же время, риск гибели имущества переходит от продавца к покупателю только с момента, когда в силу закона продавец полностью исполнил свою обязанность перед покупателем.

Как правило, купля-продажа регулируется соответствующим договором, но в данном случае вместо такого договора может выступать кассовый чек или какой-либо другой документ, подтверждающий факт оплаты товара, который оформляется на кассе магазина при покупке. Это также регламентируется Гражданским кодексом РФ.

Таким образом, пока вы не оплатите товар, он будет считаться собственностью магазина. Проще говоря – риск случайной гибели товара будет нести торговая точка. Однако сразу после того, как товар будет оплачен и перейдет в ваши руки, вся ответственность будет лежать на вас. В любом случае, если произойдет нечто подобное, вы всегда можете обратиться за консультацией в Роспотребнадзор.



подпишитесь на нас в Дзен