Хоран народов
Вместе отметили Сабантуй, День русско-узбекской дружбы и множество других народных праздников. Ни один из них не обходился без угощений, песен и танцев.
К лакомствам мы еще вернемся и, поверьте, снабдим рецептами необычных, но очень вкусных блюд. А сейчас предлагаем вспомнить лето и зажигательный Сабантуй!
Танец дружбы народов
В июле, 25 числа, гостей татарского и башкирского национального праздника встречал ансамбль «Дуслык», что в переводе означает «дружба». И это неспроста. По словам артистов, все песни и танцы были посвящены дружбе народов России.
- Сабантуй у нас - всенародный праздник. На нем все гуляют, все радуются! – говорила участница коллектива Софья Сабитова.
По ее словам, у татар для каждого случая имеется свой танец. Например, в холодные зимние вечера девушки собирались на посиделки и устраивали пляски, причем обязательным условием было отсутствие на «мероприятии» старшего поколения. А провожая своих родных в рекруты, не жалели обуви люди всех возрастов. В конце же торжества устраивали всеобщий танец – Хоран. Он имеет нечто общее с хороводом и является символом единства.
Кстати, его исполняли и на владимирском сабантуе, вовлекая в круг представителей всех национальностей. Тем самым танцующие показывали солидарность и дружбу народов, живущих в нашем регионе.
Кавказский колорит
Совсем недавно корреспондент «Хронометра» встречался с представителем армянской диаспоры, дудукистом Геворгом Артеняном. Тогда (в № 37 от 13 сентября 2022 г.) молодой человек рассказал о национальных инструментах: дудуке, зурне, пху и многих других.
Сегодня музыкально-танцевальную тему нашей публикации согласил поддержать специалист по проектной деятельности в сфере культуры и этнокультуры, а в недалеком прошлом хореограф Гор Манукян.
Хотя сам собеседник родился во Владимире, в жилах его течет армянская кровь.
- Пама с мамой приехали из Армении в Россию в конце 80-х годов, - говорит Гор.
К 10 годам у мальчика начали проявляться танцевальные способности, которые он стал развивать в самодеятельности под руководством местной общины. А к 18 годам уже создал свой коллектив.
Сейчас для Гора хореография - скорее хобби, хотя иногда он дает уроки настоящего армянского танца и много что может о нем рассказать.
- Сначала скажу пару слов о кавказских танцах в общем, - начал собеседник. - На Кавказе проживают очень много народностей. К примеру, только в Дагестане насчитывается более 40 субэтносов.
Традиционно идет разделение на два больших блока: танцы северного Кавказа (Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Чеченская республика, Дагестан и т.д.)
и южного (это Грузия, Азербайджан и Армения).
Между ними есть определенные сходства и расхождения. Последние касаются прежде всего такта, динамики, подходов к исполнению.
- Дхол армянский, грузинский и осетинский доули, азербайджанская нагара – каждый народ горного края называет этот удивительный инструмент на свой лад. Барабан является одним из главных музыкальных инструментов на Кавказе, он имеет форму цилиндра и покрытый одной или двумя мембранами. Как цилиндр, так и мембраны могут изготовляться из различных материалов. Подбор мембраны зависит от типа дхола. Древние армяне использовали керамику, грецкий орех, медь. Несмотря на тяжёлый вес грецкого ореха, чаще всего используют именно его, так как у этого материала лучший тембр.
Народный армянский танец бывает разным по составу и качеству, объяснил Манукян.
- Есть танцы, исполняемые детьми, есть те, где участвуют подростки. Существуют танцы для замужних, женатых, для женщин и мужчин. То есть имеется большое количество градаций, - говорит собеседник. - Но все они являются своеобразной аллюзией на саму природу. То есть мы преобразили в танец действия животных.
К примеру, возьмем знаменитую армянскую Кочари (кстати, она внесена в список ЮНЕСКО!). Участники пляски имитируют движения овна, который символизирует силу, мощь и борющийся дух.
Первоначально Кочари исполняли только мужчины, но со временем гендерная граница была стерта.
- В армянских танцах я заметил одну особенность - все они имеют определенную зацикленность. Участники чаще всего встают в круг, реже - в параллель. И, как правило, первым движением берут друг друга за руки. Это, кстати, несвойственно для северного Кавказа, где превалируют строгие линии, или же танец вообще исполняется сольно с использованием большого количества вращений и трюков, - отметил Гор.
Если посчастливится побывать в Армении на свадебном торжестве, то, скорее всего, вы увидите Шавали. Это танец, который исполняют родственники невесты во время свадьбы: они встают в круг, держась мизинцами за соседа, показывая тем самым сплочённость между супругами, которая так необходима в семейной жизни.
А потом в центр выходят жених с невестой и танцуют шалахо.
- По порядку проигрываются мужские и женские партии - происходит своего рода общение, - объясняет Гор. - Танец, по сути, был едва ли не единственным местом, где парень и девушка могли познакомиться, немного узнать друг друга. Кстати, общение таким способом происходит и сейчас.
Узундура - сольное исполнение невесты. Тут девушка показывает всю свою грацию, осанку, пластичность. Относится к медленно лирическим женским танцам.
Есть в Армении и шуточные танцы. К примеру, Папури – древние национальные пляски, которые изгоняют злые силы и освобождают от негативной энергии. В этой композиции могут участвовать все желающие, независимо от статуса и рода. В ней танцоры, обнимая друг дружку за плечи и делая шаги в сторону, бьют пятками о землю. Главная задача – показать в движениях армянскую общину, которая объединяется против зла.
О танцах края своих предков Гор может рассказывать очень долго. В завершении беседы я все-таки поинтересовалась, для чего, с его точки зрения, необходимо иметь представление, в частности, о хореографических особенностях других народов?
- На мой взгляд, это мягкий способ подачи информации, когда мы не досаждаем, а просто знакомим людей с культурой другого этноса. Ведь танец - это, прежде всего, невербальное общение. Традиционные танцы отражают психологию, сущность, мировоззрение народа и его взгляд на жизнь. После знакомства с ними люди начинают понимать другую культуру, принимать окружающих с их особенностями и привычками, строить адекватные отношения и договариваться. Мы познаем чужое, неизведанное, чтобы снизить барьеры, которые могли бы возникнуть между нами в будущем в форме спорных ситуаций, конфликтов, - заключил он.
Кстати, с такой позицией согласен и руководитель Ассамблеи народов Владимирской области Абос Уциев.
- Танцы являются лицом народа, так же как и кухня, как и костюм. По этим признакам можно определить, представитель какой диаспоры перед тобой. Конечно, никто не обязан досконально знать ту же самую лезгинку или кучари. Но, интересуясь вопросами культуры других наций, мы, прежде всего, делаем лучше для себя - расширяем кругозор и, сами того не замечая, начинаем лучше понимать окружающих. Но главное - нельзя никого принуждать, заставлять, человек должен сам этого захотеть, - заключил он.
Ксения БОБРОВА,
Владимирская область
