Неповторимые узоры

Произведения искусства, созданные рукодельницами и умелыми мастерами, для восточных стран являются предметами гордости, которые они с удовольствием демонстрируют жителям Владимирской области.  

Я очень люблю бывать на праздниках, посвященных культуре разных народностей нашего региона. Благо, проводятся они достаточно часто, а некоторые диаспоры закатывают торжества по несколько раз в год.

Там можно не только пообщаться с интересными людьми, посмотреть творческие номера, отведать национальные блюда, но и рассмотреть, а порой и примерить народные костюмы. В такие моменты аж дух захватывает! Чувствуешь себя частью того, что происходит вокруг. Наверное, поэтому на подобных мероприятиях можно встретить представителей практически всех владимирских диаспор. Они не просто гуляют, а сидят за одним столом, беседуют, делятся планами на будущее.

Так было и на фестивале русско-узбекской дружбы, который проходил в парке с подходящим названием «Дружба».

Тюбетейка расскажет все

У лотка с яркой посудой и тюбетейками выстроилась целая очередь, чтобы примерить последние и сделать колоритные фото. Подошла и я.

- Посмотрите, какая красота! Какие узоры! - обращался к потенциальным покупателям представитель узбекской диаспоры Садулло Худобердиев.

Молодой человек оказался знатоком своей культуры. Потому что на мой вопрос: «А что они обозначают?», тут же начал погружать гостей в эту тему.

- Слово «тюбетейка» произошло от тюркского «тюбе», что означает вершина. И это не обычный головной убор - его форма и орнаменты на нем могут рассказать очень многое о своем владельце, - заинтриговал собеседник.

Садулло берет в руки, пожалуй, самую узнаваемую тюбетейку - черную четырехугольную с белой вышивкой. Это чустский традиционный мужской головной убор. Его цвет, по словам молодого человека, символизирует вселенную и зарождение людей. А вышитые стручки перца защищают от злых духов и говорят о мужестве и силе владельца головного убора.

- Видите точки? Они указывают на то, каким по счету ребенком в семье является мужчина, носящий эту тюбетейку, - пояснил Худобердиев, кивая на вышивку в верхней части убора.

А эти шапочки с красным орнаментом на белом фоне - розы с листьями - носят в Андижанском районе Узбекистана. Обычно искусницы их вышивают крестиком или полукрестиком. Такая техника называется «ироки». Она зародилась еще в Ираке и в основном предназначалась для ковров. Но в XIV веке узбекский правитель перевез в свою страну лучших ее умельцев. Так эта техника прижилась в Узбекистане.

Среди прочих имеется и круглая тюбетейка с ярким цветочным узором - шахрисабзская. Растительный орнамент здесь - символ жизни на земле.

- Можете примерить вот эту! - предложила стоявшая рядом мастерица по имени Гульнара. Женщина протянула удивительной красоты золотистую тюбетейку. - У нас такой убор считается праздничным. На нем обычно помимо цветочных завитков изображается хвост павлина, который сулит богатство.

По словам женщины, основание шапочек делается из картона. Сверху его обшивают бархатом и только потом делают узоры.

Затем Гульнара показала свадебный головной убор невесты, унизанный жемчугом.

- Украшаем мы не только тюбетейки. Посмотрите, какая расписная у нас посуда, а платья! - собеседница продемонстрировала национальные наряды, а Садулло, стоявший рядом, показал сервизы.

Я взяла из его рук чашку и начала рассматривать.

- Для керамики мы используем в основном синие, белые, голубые цвета. Иногда подключаем к ним желтые, красные, коричневые, - пояснил молодой человек.

А изображается чаще всего хлопок, выращиванием которого Узбекистан прославился в советские годы.

На одежде, коврах и иных предметах быта самые распространенные орнаменты, как утверждали мои собеседники, связаны с цветущими садами. Здесь каждый цветок имеет свою символику. Например, голубой василек обозначал молодого человека, красный мак – красивую девушку, тюльпан – целомудрие и невинность, а роза – гармонию и красоту окружающего мира.

Часто изображали растения и деревья, считающиеся у узбеков оберегами. Так, миндаль говорил о долголетии и здоровье, перец – защите от зла, гранат обозначал богатство и изобилие.

Помимо флоры, узбеки любят наносить контуры птиц, которые должны призывать счастье в семью, и зверей, отгоняющих злых духов.

- Сейчас многие женщины и девочки Узбекистана продолжают заниматься орнаментальной вышивкой. Хотя это очень кропотливая работа, но она отражает нашу культуру, рассказывает о том, во что мы верим, что почитаем, - подытожила Гульнара.

Таджикские мотивы

Как я уже говорила, на национальных мероприятиях собираются представители всех диаспор. Этот фестиваль не стал исключением. Пока я общалась с мастерицей и Садулло, к нам подошел глава региональной таджикской диаспоры, председатель АНО «Областной таджикский центр» Джума Рахматуллоев.

- У таджикского народа не менее интересные узоры, - заверил он и посоветовал пообщаться с вышивальщицей Рально Сашимджановой. Девушка с детства занимается созданием орнаментов на национальных платках.

- Когда я оказалась во Владимире в первый раз, город очень хорошо меня принял, - говорит Рально. - Люди здесь добрые, отзывчивые, к приезжим относятся с пониманием. Теперь и я прививаю своим детям чувство толерантности.

Помимо крепкой семьи у Рально во Владимире есть любимая работа - при помощи своего мастерства она делится с местными жителями культурой своей Родины. Женщина даже пригласила меня в свой цех. К сожалению, туда я не попала - Рально срочно нужно было вернуться в Таджикистан. Но кое-что она мне рассказать успела. Например, о древнейшем способе вышивания.

- Эта методика называется «чекан». Она не требует ни станков, ни сложных технических приемов. Общие мотивы – розетки, крупные и мелкие. Важно также понимать смысл узоров, - уточнила женщина.

Они, кстати, во многом перекликаются с узбекскими. Возьмем, к примеру, крупную розетку, имеющую форму круга, который издревле связан с культом солнца, а значит, приносит свет.

Зигзагообразные волны - это вода. Гранат - любовь и плодовитость, изображение перца отпугивает злых духов.

Важно, чтобы из разных рисунков сложилась целостная картина.

Праздник подходил к концу, а представители диаспор не спешили расходиться и обсуждали следующее мероприятие, где снова встретятся все вместе... на владимирской земле.

Ксения БОБРОВА,

г. Владимир



подпишитесь на нас в Дзен