Отмечаем Сабантуй
День земледельца
Когда появился Сабантуй – неизвестно. По одной из версий, связан он был с изготовлением кумыса – традиционного у татар молочнокислого напитка, емкать для хранения которого так и называли - «сабантуй».
По другой версии, это название происходит от двух корней: «сабан» - плуг и «туй» - торжество, то есть праздник земледельцев. Раньше его отмечали весной перед посевными работами с целью задобрить духов – чтобы они посодействовали хорошему урожаю к осени.
Участие в его торжествах принимали и стар, и млад. Ведь недаром этот праздник находится под защитой ЮНЕСКО как шедевр устного наследия человечества.
В старину к Сабантую начинали готовиться еще с зимы. Девушки и молодые женщины ткали и вышивали платки, полотенца, рубашки, чтобы потом вручить их победителям во время праздничных состязаниях.
Постепенно религиозная составляющая праздника ушла, и отмечать его стали летом – между посевом и сбором урожая. Сейчас Сабантуй вместе с татарскими общинами справляют во всем мире: в Праге, Турции, Америке и, конечно же, в России.
Гулял Владимир!
В столице Владимирской области Сабантуй ждали с нетерпением, ведь в прошлом году из-за коронавируса широкие гулянья пришлось отменить.
В этот раз праздник отметили в Загородном парке. Несмотря на жаркую погоду, там собралось порядка четырех тысяч человек.
В проведении мероприятия участвовали и дорогие гости из Алексеевского района Республики Татарстан. Делегация, в которую вошли руководители муниципалитета, творческие коллективы и мастера народных промыслов, передала владимирцам добрые пожелания от главы Татарстана Рустама Минниханова.
Открывая «Владимирский Сабантуй-2022», вице-губернатор Дмитрий Лызлов, вице-спикер ЗС Вячеслав Картухин, зампред горсовета Лариса Пышонина и начальник городского управления по связям с общественностью и СМИ Александр Карпилович говорили о дружбе народов нашей области и бережном отношении к национальной культуре и традициям. Сохраняя идентичность татарского и башкирского народов, «Владимирский сабантуй» воспринимается как праздник межнационального единства.
После официальной части на главной сцене почетных гостей сменили песенные и танцевальные коллективы. Тут без прикрас добавлю - размах был такой, что многим места на сцене не хватало – отплясывали возле нее. Да и зрители не могли усидеть на месте – выходили танцевать вместе с артистами.
Пока одни не жалели ног танцуя и ладошек, одаривая выступавших громкими аплодисментами, другие прохаживались по «восточному базару», где можно было приобрести одежду и текстиль с национальным колоритом, ювелирные украшения, сувениры, домашнюю утварь ручной работы и различные (куда же без них!) вкусности.
Лия, к примеру, разложила на прилавке палантины, скатерти, полотенца, пледы и, конечно же, народные платья.
- У нас в Алексеевском (поселок в 90 км от столицы республики. – Прим. авт.) больше ста лет существует фабрика, где до сих пор ткачихи работают на деревянных станках. Получаются очень необычные платья! Других таких вы нигде не найдете! – с гордостью показывает Лия свой товар.
Наша собеседница призналась, что очень любит этот праздник и с мая отправилась в «сабантуйское» турне по городам России. Уже успела побывать в Саранске, Новокузнецке, на Байкале. И вот теперь добралась до Владимира.
- У нас этот праздник не привязан к дате. Но важно, чтобы веселье не выпадало на первые дни священного месяца Рамадан. Поэтому, как правило, гуляния организуют в июне – начале июля. При этом в Татарстане их проводят в несколько этапов: сначала в деревнях и селах, потом в райцентрах, ну а завершается Сабантуй масштабным праздником в столице региона, - объяснила Лия.
На другом конце базара художник-технолог Лейсан показывает свои работы: миниатюрные сумочки, кошельки и даже чувяки – туфли, которые носили еще прабабушки. Все из натуральной кожи. А вот калфак - женский головной убор из бархатной ткани. Цвета, как правило, выбираются насыщенные, и украшается изделие особым рисунком.
- Смотрите, узор на вышивке напоминает тюльпана с раскрытыми лепестками. Именно этот цветок символизирует у нас благополучие и состоятельность. Чем крупнее орнамент, тем лучше для его обладателя, - объясняет Лейсан.
Каждый стежок узора выполняется вручную. А как это правильно делать показывала рукодельница Анна – она давала мастер-класс по казанскому шву в соседнем павильоне.
– Сейчас соединяем детали встык между собой. Если неверно сделаешь прокол, придется начинать все заново, - говорит мастерица, не отрываясь от работы иглой.
Женщина занимается ремеслом порядка 30 лет. А любовь к коже привил дед, который в свое время снабжал крепкими и красивыми самошитыми сапогами окрестности.
Пока одни гости примеряли тюбетейки и выбирали сувениры, другие пробовали готовить настоящий плов и пирожки из дрожжевого теста с мясной начинкой.
Домой можно было прикупить деликатес в виде конской колбасы и, конечно же, медовый чак-чак.
На спортивной площадке праздника проходили соревнования по национальной татарской борьбе куреш - одном из символов и непременных атрибутов каждого сабантуя. На поясах поборолись более 80 участников в шести весовых категориях. Абсолютным батырям вручили традиционный главный приз - живого барана.
Ксения БОБРОВА,
Владимирская область
