Танцуют все!
Студенты поразили собравшихся исполнением казачьего, польского, армянского, азербайджанского, кавказского и, конечно же, русского танцев.
После выступления мы пообщались с Андреем Леонидовичем и расспросили об особенностях хореографии той или иной народности.
«Гестус» - значит «жест»
В этом году «Гестус» отмечает свой юбилей - 20 лет со дня основания. В переводе с латинского название коллектива означает «жест».
Вообще у камерного балета, куда входят все студенты-очники хореографического факультета ВлГУ, репертуар очень разнообразен: это и современные, и авторские, и эстрадные постановки.
- Мы решили сформировать и создать еще и программу национальных танцев. Делали это постепенно - за учебный сезон в эту копилку клали по 2-3 постановки. Брали отдельный федеральный округ и на примере одного малого народа из этого округа пытались отобразить быт, культуру, свойственную данной территории. В итоге получился целый спектакль, - пояснил Андрей Леонидович.
В течение длительного времени студенты собирали и изучали материалы, чтобы понять и выразить в танце особенности отдельной национальности.
Например, замечали ли вы, что южные народы двигаются быстрее, потому что там жар идет от земли. А на севере, наоборот, - попробуйте-ка в шубе и валенках высоко поднять ноги или широко раскинуть руки!
В казачьем танце, как уточнил Марченков, свой особый дух, показывающий удаль народа. Кто такой казак - воин, защищающий свою страну. А казачка - та, кто подаст своему мужу шашку и коня на скаку остановит. Отсюда подбросы и перехваты.
Однако есть важный момент - все танцы подаются студентами в художественной обработке.
- Фольклорный танец и отличается тем, что сделан не специально, он естественно возникает, естественно живет, естественно заканчивается. В сценической хореографии все идет по законам сцены, - подчеркнул Марченков.
Кувшин на плече
Есть в репертуаре «Гестуса» армянский танец «Тавих». Его Андрей Леонидович поставил, потому что влюбился в эту музыку.
- Я очень подробно изучал материал. В итоге собрал все в одну логическую линию, - говорит собеседник.
Главное в танце - руки. Они поддерживают кувшин, который несет на плече к ручью молодая армянка. Руками она замешивает тесто - отсюда соответствующие движения. Ими же девушка закрывается от солнца в знойный день или, наоборот, протягивает их к светилу.
В движениях может быть зашифрована семантика, которую сейчас помнят даже не все местные: жесты, связывающие небо и землю, показывающие дождь, плодородие и многое другое.
Однако одним из самых популярных танцев в Армении является йархушта. Со временем он претерпел очень мало изменений. Его название объясняется по-разному. Одни считают, что слово «йархушта» означает - «друг по оружию», а другие уверяют, что это лишь военный клич.
Основное расположение в танце - круг, который, периодически разрушаясь, формируется в два параллельных ряда. Сначала они равномерно приближаются, затем танец знаменуется тремя хлопками в ладоши, и участники постепенно отходят назад.
Далее, столкнувшись в очередной раз со сторонами и хлопнув в ладоши, ряды отступают и снова образовывают круг. Все происходит до тех пор, пока один из рядов не проиграет.
Не менее любим в Армении вервери. Групповой танец, основанный на прыжках, создает веселую и даже шуточную атмосферу. Пляска состоит из двух или более частей. Темп первой части - медленный, второй – более быстрый. У древних армян он еще назывался «вернапар», что означает «танец вверх». Считалось, что подобные движения оказывают магическое влияние на процветание растений, птиц, животных, а также на самих участников.
Белый цветок
Перенесемся в Азербайджан. От этой страны коллектив подарил зрителям постановку «Белый цветок».
- Это, в первую очередь, танец невесты, потому что белый цвет символизирует чистоту и непорочность, - пояснил художественный руководитель «Гестуса».
Через хореографию, костюмы исполнителей можно узнавать об особенностях быта и вероисповедания этого народа, взаимоотношениях в семье.
- Понятно, что это мусульмане, поэтому костюмы у них до пола. Движения в основном связаны с пластикой рук. Хотя присутствуют небольшие элементы работы плечами и бедрами - влияние граничащих стран - Турции, Ирана, - рассказал Марченков.
Вообще по характеру азербайджанские народные танцы бывают медленно лирическими, радостно-оживленными и даже торжественно-величавыми.
Возьмем, к примеру, яллы. Он исполняется как жизнерадостная круговая пляска, часто в сопровождении хорового пения. Исполнители держатся за руки или за плечи друг друга и совершают синхронные ритмичные движения, поднимая и опуская руки. Среди группы танцующих есть ведущий, действия которого повторяет весь коллектив. Главный вправе «наказать» того или иного участника за ошибку в исполнении, заставить его во время танца взять в руки какой-нибудь предмет (палку, башмак, ленту).
Большая часть танцев азербайджанского народа является олицетворением жизни обычных обитателей этой страны - что, в общем-то, характерно и для культуры других регионов.
- Через танец можно выразить совершенно любую эмоцию, которая будет понятна человеку любой национальности: если исполнитель показывает радость, то и зрители это понимают, если трагедию - это тоже прекрасно читается через движения, позы, - говорит Андрей Марченков.
Поэтому танцы занимают не последнее место в вопросе общения людей различных национальностей, следовательно, взаимопонимания и уважения.
Ксения БОБРОВА,
Владимирская область