Музыка, ставшая жизнью: трудовой стаж хормейстера перевалил за 65 лет

Мне не раз доводилось слышать, что Хор ветеранов войны и труда Городского дворца культуры Владимира - коллектив очень творческий и незаурядный: пожилые люди немало ездили с гастролями по стране и зарубежью, и всюду их принимали "на ура". Но, познакомиться ни с творческим коллективом все не получалось.

Как вдруг на днях в беседе с официальным представителем горадминистрации Анной Басовой, обсуждая известных владимирцев, моя собеседница вдруг спросила: "Ты знаешь Анатолия Михайловича Островского? Это хормейстер Хора ветеранов ГДК. Не знаешь? А напрасно - на днях ему исполнилось 86 лет, а он еще трудится, причем успешно!" - стоит ли говорить, что я сразу попросил устроить встречу.

 Вскоре я уже набирал номер телефона Анатолия Михайловича. Забегая вперед скажу - этот человек настолько скромен, что даже не помнит точно, сколько наград, в том числе государственных, получил, да и вообще свой огромный трудовой стаж и вклад в культурную жизнь региона подвигом не считает. Первое, что он спросил по телефону, было: "А вам точно интересно? Я ведь даже не знаю, о чем говорить!" - и, тем не менее, на встречу согласился.

Когда я шел в ГДК, то думал, что увижу седовласого старца, похожего на учителя сольфеджио, восседающего в отдельном, заваленном нотами кабинете. Однако вышло совсем не так: наш герой сам поймал меня прямо в вестибюле дворца культуры, почти схватив за рукав. Высокий, стройный пожилой мужчина с ясными глазами и добродушной улыбкой, опираясь на трость, вырос у гардероба: "Вы ко мне? Очень приятно!" - хормейстер протянул руку и предложил устроиться прямо здесь - в холле у лестницы. Оказывается, он только что вышел с репетиции.

- Детство мое было не из легких - во время Великой Отечественной Войны мы жили в Курске, и эвакуировались в Саратовскую область, в город Карл Маркс. Там прожили три года, и в 1944-м вернулись на родину, - начинает рассказ Анатолий Михайлович. - Тогда я учился в четвертом классе, а уже после седьмого поступил в Курское музыкальное училище на дирижерское отделение.

Педагог признается - вообще-то хотел поступать по классу скрипки, но не вышло.

- Дело в том, что музыкантом я стал не случайно: в моей семье все старшие - и отец, и дядя играли на гитарах и скрипках. Дядя заканчивал Московскую консерваторию, был скрипачом. В годы войны он воевал, остался жив и позже работал во многих музыкальных училищах. И меня с детства учили играть на скрипке, однако война помешала - когда уехали в эвакуацию, было уже не до этого, а по возвращению на скрипку идти оказалось поздно. Вот мне и посоветовали пойти на дирижерский. Я пошел и выучился.

Став профессиональным дирижером, молодой Толя Островский начал работать преподавателем училища музыкальных дисциплин. Здесь он провел три года, и получил первый опыт руководства хором. Кстати, тут же повстречал первую и единственную любовь - будущую супругу Нину Михайловну. Нина, молодая учительница математики, пришла петь в тот самый хор. Как говорит Анатолий Михайлович - голос у девушки был просто шикарный, так что устоять не смог - молодые люди познакомились и вскоре поженились.

А в 1955-м году произошло еще одно событие, которое чета Островских запомнила на всю жизнь - переезд во Владимир.

- Сюда я попал, можно сказать, случайно. А дело было вот как: в Курске мы жили в частном доме, и в один прекрасный день я колол дрова на зиму. Как вдруг заходит на двор какой-то товарищ. Спросил отца. Как выяснилось - это был его бывший коллега - папа преподавал в педучилище музыку, а он - математику, и после войны попал во Владимир. Не помню фамилию этого человека, но он отца спросил: "Как сын, музыкант? А он не хотел бы к нам поехать? Нам как раз нужен преподаватель хора!", - вспоминает Анатолий Михайлович.

Будущий хормейстер подумал: "А почему бы и нет?" - и поехал во Владимир. Правда - сперва только на разведку - осмотреться, познакомиться с новым местом. Но не тут-то было!

- Ехал через Москву, наконец, добрался, а товарища-то и нету. Хожу, думаю - что делать? Куда деваться? И набрел на музыкальную школу №1. Захожу к директору, спрашиваю, требуются ли педагоги. Отвечают мне: "Требуются!" - завуч и директор посмотрели, как я играю на фортепиано, и сказали, что могу переезжать и выходить на работу.

Казалось - уж на этот раз дело в шляпе. Оставалось лишь собраться и переехать. Но вдруг еще одна неожиданность встала на пути педагога.

- Меня-то сразу с работы отпустили, а жену отпускать отказались наотрез - уж очень она была хорошим математиком. Кого мы только не просили, чтобы нас отпустили. Нельзя же так - муж уезжает, а жена остается! И, наконец, говорят нам в руководстве: "Езжайте, и не переживайте! Все будет хорошо!". И как сейчас помню - 15 августа 1955 года мы с женой прибыли во Владимир. С двумя чемоданами - в моем ноты, у жены - математика.

И опять же все оказалось непросто: первые три дня Островским элементарно негде было жить. Остановились в "Доме колхозника" на улице Ленина (современная Гагарина) и пытались найти съемный угол.

- Наконец, совершенно случайно, нашли, и следующие три года жили на съемных квартирах: туда-сюда, но ничего страшного, прожили, - улыбается Анатолий Михайлович. - Наконец, нам дали квартиру от музыкальной школы. К тому моменту у нас уже родилась дочка. Можно сказать, что жилье сами себе построили - раньше было такое понятие - "горьковский метод" - это когда после работы ты идешь и сам строишь свой будущий дом. Государство выделяло деньги, и от музыкальной школы №1 мы написали в облисполком письмо, чтобы нам так же выделили средства. И за год общими силами построили дом на шесть квартир: каждая семья, которая строила, получила себе по одной: нам досталась трехкомнатная ("однушек" там не было), и еще даже две квартиры городу отдали.

   Так и жили Островские в квартире, которую построили своими руками. Анатолий Михайлович продолжал работать учителем музыки, а супруга Нина Михйловна преподавала математику в школе. В 1967 году главу семьи наградили медалью "За доблестный труд", а в 1972-м наш герой был избран председателем музыкального сообщества Владимирской области. А уже спустя три года, в 1975-м, Анатолия Михайловича назначили директором вновь открывшейся музыкальной школы №3, где он отработал еще 10 лет.

- И тут у нас опять встал жилищный вопрос: приходилось ездить на работу в Доброе, что отнимало уйму времени только на дорогу. И я попросил у тогдашнего главы Фрунзенского района что-нибудь придумать. И вскоре в Добром сдавали новый дом, кажется, для МВД, и один жилец не хотел туда переезжать. Мы поменялись, и с тех пор живем в этой квартире и никуда уезжать не хотим! - смеется Анатолий Михайлович.

А в 1987 году бывший директор музыкальной школы оказался в стенах городского дворца культуры. Сперва вел сразу два хора - академический и Хор ветеранов войны и труда. Но с годами оставил только один. С хором много гастролировали - посещали Москву, Ленинград, Белоруссию, Украину, и даже Германию. Конечно же, много выступали на владимирщине. Всюду хор встречали с теплом и любовью.

- В советские годы однажды мы приехали в Ленинград, и так вышло, что выступили прямо на "Авроре"! - огорошил хормейстер. - Да, да! Выполнили основную программу, и нас туда пригласили. А почему бы и нет? А в Москве, уже в 90-е, однажды выступали в госпиталях. Тоже после основной программы нас попросили, и два дня подряд мы выступали в военных госпиталях. Хорошо запомнилось, что больные - молодые ребята, все с ранениями, говорили: "Сейчас костыли бросим и с вами петь и плясать будем!", - вспоминает Анатолий Михайлович.

Ветеран владимирской музыки рассказывает: не раз доводилось руководить сводными хорами. Кто не знает - это объединение нескольких вокальных коллективов в один. Иной раз количество участников такого хора достигает несколько сот человек.

- Мне довелось руководить хором, в котором было пять тысяч участников, - заявил хормейстер и повторил в ответ на мое удивление: - Именно пять тысяч. Это было крупное объединение хоров со всей области. Мне пришлось немало тогда ездить по районам, репетировать, чтобы было единое звучание. А выступали мы на стадионе "Торпедо". Правда, уже не помню, какой был праздник. Хор вышел мощный - только в качестве аккомпанемента нам потребовалось более десятка аккордеонов. Позже мне доводилось руководить сводными хорами, но не такими крупными - до двухсот человек.

Сейчас в коллективе, возглавляемом Анатолием Островским, 55 участников, из которых 18 мужчин. Каждого участника руководитель отбирает сам.

- Но такого не бывает, чтобы просто взять и выгнать человека, если он нам не подходит. Я беру всех, а потом уже видно, кем он может стать - тенором, басом, альтом. Ведь слух есть у каждого, и голос можно развить. Человек может распеться даже с не очень хорошими данными. Были случаи, что даже становились солистами. К тому же, люди приходят петь для удовольствия, и лишить их этого я просто не имею права, - рассуждает хормейстер. - Однако дисциплина - прежде всего! Так что у меня никто не опаздывает, и никто не спорит, когда я требую. Люди должны знать, что руководитель у них один, и отвечаю за все, что происходит в хоре, лично я. Но это не означает, что я кричу на людей, если что-то не выходит: когда не получается, надо двадцать, тридцать, сорок раз повторить спокойно - это моя задача.

- Неужели у вас и дома такая дисциплина!? - удивляюсь я.

- Нет, дом - это другое, - смеется Анатолий Михайлович. - И дочка, и внучки, и жена занимаются каждый кто чем хочет. Все мои женщины играют на музыкальных инструментах, а одна внучка - Алена, играет в шахматы. Кандидат в мастера. Обыгрывает деда, а ведь у меня еще в 1952 году был первый разряд по шахматам!

Любовь к этой игре педагог пронес через всю свою жизнь, и признается, что занимался бы больше, но катастрофически не хватало времени.

- В Курске играл, участвовал в турнирах, а здесь было уже некогда. Но теперь времени стало больше, так что я часто сажусь за компьютер и разбираю партии. Иной раз по три часа сижу, не отрываясь - даже не замечаю, как время идет. Вообще сейчас очень удобно с компьютером - никакого тренера не надо, - говорит хормейстер.

Между тем Анатолий Михайлович признается - жене музыкальных подарков не делает. Просто потому, что музыки в семейном кругу итак с избытком. Если уж дарить - то что-то "материальное". Зато самому педагогу очень хорошо запомнились два подарка - большая хрустальная ваза, которую ему на День рождения подарил лично глава администрации Владимира Андрей Шохин, и простые командирские часы от Фрунзенского района. Эти презенты запали в душу.

- Мне приятно, когда награждают, в том числе государственными, правительственными наградами, - почему-то переходит почти на шепот Островский. - Но стараюсь этим не хвалиться. Ведь есть вещи, которые делаются не за деньги или медали. Например, мне предлагали зарплату за руководство сводными хорами, но я отказался - ведь это дело общественное.

Сейчас Анатолий Михайлович готовится к концерту, который пройдет в ГДК в октябре. Это будет обычный отчетный концерт, какой бывает ежегодно. В первом отделении хор Островского планирует спеть патриотические песни и более старые вещи, а во втором - перейти на композиции более современные.

- А совсем свежие вещи берете? - не удерживаюсь от вопроса.

- Просто пока их очередь не подошла, но мы над этим уже начинаем работать, - ехидно улыбнулся хормейстер. - Ведь нужно развиваться, двигаться вперед и разучивать новые песни. Нам не нужно, чтобы публика спала. Так что в планах - работать и еще раз работать! И если нас еще раз пригласят за рубеж - поверьте - выступим и не опозоримся! Силы у нас есть!

В сентябре заслуженному работнику культуры Российской Федерации Анатолию Михайловичу Островскому исполнилось 86 лет. Присоединяемся к поздравлениям и желаем здоровья, любви, счастья и творческих успехов!



подпишитесь на нас в Дзен