Рассказы бывалого моряка, или куда пропали медвежата с полярной станции?

С этим удивительным человеком я познакомился благодаря уполномоченному по правам человека во Владимирской области Людмиле Романовой. Несколько дней назад Людмила Валерьевна рассказала, что к ней обратился 81-летний Валентин Кирсанов из Струнино. Из-за дорожного инцидента на него напал молодой парень.

Романова вкратце поведала его судьбу - оказывается, мужчина - бывший моряк с багажом интересных историй. Стоит ли говорить, что я сразу решил с ним познакомиться.

Мой первый звонок застал Валентина Кирсанова за рулем - он ездил по делам в Александров, на следующий день собирался отправиться к правнукам в Ногинск, но тут Валентин Тимофеевич отложил заботы и сразу пригласил в гости.

Навстречу вышел сам хозяин, выглядящий лет на двадцать моложе. Тут же, во дворе, встречают сразу две собаки - живность четы Кирсановых. Еще вместе с женой - 81-летней Галиной Дмитриевной, они держат сад-огород на 16 соток, который до сих пор засаживают сами. Мы с Валентином Тимофеевичем присаживаемся в большой, уставленной цветами, комнате. К слову, цветы - это давняя страсть Галины Дмитриевны, которая трудилась экономистом, но через всю жизнь пронесла с собой любовь к первой профессии - пчеловод, садовод, овощевод.

- Я родился первого апреля 1938 года здесь, в Струнино. В семье нас было к концу войны девять детей, я был пятым, - начинает рассказ Валентин Кирсанов. - В 1954 году окончил восемь классов. К тому времени муж старшей сестры Константин  Михайлович, который служил в Мурманске на эсминце «Гремячий», убедил меня, что надо идти в мореходку, и только на электрика. Так я и поступил.

В тот год семеро мальчишек, в том числе Валентин, отправились из Струнина в школу юнг в Выборг, и уже в 1956 году новоиспеченный моряк получил первое распределение.

- Попал я в Мурманск, на 107-й буксир судовым электриком. Через полтора месяца меня перевели на 88-й – «Звездочку»: он был помощнее, таскал на Новую землю списанные корабли. Одним из них оказался эсминец «Гремячий» - тот самый, на котором ходил мой родственник, - вспоминает Валентин Тимофеевич.

А затем молодого моряка перевели на более современный и крупный «Белозерск», на котором-то и начались первые испытания: сначала на корабле взорвался главный двигатель и молодому электрику пришлось тушить загоревшийся электрощит. А однажды из-за закупорки вентиляционных отверстий произошел взрыв аккумуляторного отсека. Рвануло так сильно, что бронированную дверь сорвало с петель и выбросило на причал.

В то время очень бурно развивалась рыбная промышленность. Старый моряк вспоминает, что в 1962 году в Мурманск стали приходить новенькие морозильно-рыбные траулеры из Польши.

- В их команде должны были быть три электрика и электромеханики, а людей не хватало. В результате портовая комиссия суда не выпускала. Руководство дало клич: у кого есть пять лет стажа работы и опыт в море - милости просим. И я пошел. Меня тут же устроили в Школу усовершенствования командного плавсостава, причем медкомиссию я обманул - у меня плохо слышит одно ухо, и лора за меня прошел похожий парень. Разоблачили меня лишь 17 лет спустя, - улыбается моряк.

После обучения парня отправили на морской танкер «Печенга» - сменным электромехаником. Потом в мореходке организовали заочную программу, и за шесть месяцев моряки прошли сразу три курса и получили долгожданный второй разряд, позволявший работать на любом судне. Дорога в большое море открылась.

- На «Печенге» я впервые прибыл к берегам Америки. Это был 1965 год. Мы остановились в 70-ти милях от Нью-Йорка, - вспоминает Валентин Кирсанов. – После «Печенги» я ходил на «Дарнице», «Сергее Василисине», «Алексее Хлобыстове» и многих других судах. Плавбазы занимались добычей рыбы. Мы работали у Фарерских островов, во льдах Гренландии ловили палтуса и макроруса.

Старый моряк вспоминает, как матросы на «Сергее Василисине» из интереса охотились на голубых акул – огромную хищницу вытаскивали на палубу нехитрым способом – насаживали на железный крюк кусок мяса и на веревке кидали за борт. Прямо как в романе Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Только вместо бутылки в желудке акулы судовой главврач, лишь тронув скальпелем хищницу, получил мощный удар хвостом, отлетел в сторону и больше к ней подходить не пытался.

О морских приключениях в Атлантике Валентин Кирсанов может написать целую книгу, но особенно ценны воспоминания из полярных экспедиций к Земле Франца-Иосифа – четыре года, с 1978-го по 1982-й, старший электромеханик работал в Арктике на легендарном ледоколе «Красин».

- «Красину» предстояло стать плавучей электростанцией для буровой установки. Экипаж в экспедицию собирали со всех флотов, и я стал старшим электромехаником, - рассказывает Валентин Кирсанов. – Жили по полгода (лишь раз я задержался на 8,5 месяцев), а потом летали с острова Хейса домой.

Летали – мягко сказано. Чтобы попасть с «Красина» в отпуск и обратно, морякам приходилось добираться по 15-20 суток – с Арктикой шутки плохи. Из Мурманска летели сперва в Архангельск, потом до Амдермы (Ненецкий автономный округ), а затем, если позволяла погода – на Диксон (самый северный поселок России, Красноярский край), с Диксона – на архипелаг Северная земля, затем на Грэм-Белл (самый восточный остров в архипелаге Земля Франца-Иосифа, в Баренцевом море), и оттуда, опять же по погоде – 250 километров оставалось до «Красина».

Неподалеку от «Красина» находился «городок», в котором жили ученые. Один из них - начальник отдела ориентации Дмитрий Синцов пригласил нашего героя на охоту.

- Мы поехали на гусеничном вездеходе на охоту - впятером. За рулем сидел механик Витя Маханько. Так получилось, что морские волны подмыли лёд, по которому ехали, и правая гусеница под нами ухнула вниз, а вездеход сполз прямо в воду. Мы успели выскочить и залезть на крышу машины – там было не очень глубоко, затопило лишь днище. Но вездеход остался стоять в паре метров ото льда, так что Витя сказал: «Я виноват, я полезу!». Разделся и в одних трусах в воду – выбрался на сушу и притащил какой-то железный лист – его хватило, чтобы сделать мостик. Мы перебрались, скинули с себя кто что мог, Витя оделся и побежал на «Красин» за помощью. К счастью, до корабля было не больше километра, и помощь прибыла скоро. Правда, Витя в мокрых трусах здорово порезался – обледенели, пока бежал, даже через верхнюю одежду.

Мужчины в Арктике ходили на песцов, иногда – на птицу, нерпу.

- И однажды случилось такое: мне уже уезжать в отпуск, пришла замена, как говорят: «Синцов пропал!» - и вертолетчики доложили, что видели его в море на оторвавшейся льдине – он заплыл туда на катамаранчике из бочек - поохотиться. Меня снарядили в вертолет – ничего не взяли с собой – лишь провиант, дрова, и капроновую веревку – доставать его. Долетели до льдины, стали зависать, на всякий случай сразу сбросили продукты, спички, дрова, и тут рёв – пилот кричит, что воздушная яма, не хватало еще на Синцова упасть. Веревкой вытащить его не получилось, - говорит Валентин Тимофеевич. - Руководство приказало возвращаться. А Синцова потом снял со льдины атомный ледокол. Позже я узнал, что Дмитрий пропал на охоте – уехали втроем на вездеходе и не вернулись.

Кстати, о животных - медведи близ «Красина» и «городка» научных работников появлялись так часто, что, можно сказать, ходили прямо по улицам. Без ружья или сигнального пистолета выходить запрещалось.

- Медведи ходили группами – от Аляски разбредались по всей Арктике. И однажды медведица и медвежата отбились – все ушли, а они остались. Медведица стала воровать на балках (домах полярников, - прим. автора) пищу и оказалась опасной. Пришло разрешение ее застрелить. А медвежата остались, и их решено было передать в питомник – в Москву. Приехал человек их забирать, а в ночь на 8 марта слесарь-сантехник из обсерватории взял да и выпустил их – пожалел. Слесаря уволили, а медвежата исчезли. Позже к экспедиции выходил медведь – очевидно, это был один из братиков.

Через четыре года «Красин» закончил миссию в Арктике и вернулся в Мурманск, а Валентин Тимофеевич отправился назад на рыболовецкие суда.

- Вот все спрашивают – было ли страшно? Тогда – нет, а сейчас – да. Особенно вот это, - моряк показывает фото – экипаж чистит полностью заледеневшую оснастку корабля. – Волны накрывали судно, и все сразу замерзало. Тогда хватали кто что может, и всей командой на палубу – иначе можно перевернуться, случаи были. Но тогда об этом не думалось – просто делали свою работу.

Моряк признается – однажды он ушел с флота «на сушу» - хватило ровно на три месяца, но море позвало обратно.

- Мне командир тогда сказал: «Все равно вернешься!», - так и произошло, - говорит Валентин Тимофеевич. – И сейчас бы вернулся, даже бесплатно. Но добраться до Арктики таких денег стоит, что дом продашь – не хватит.

Многие спросят – а что жена? Неужели ждала супруга по полгода из командировок? Надо сказать, что Галина Дмитриевна с мужем рука об руку прошла всю жизнь – с самого детства. Они жили и росли на той же улице, где живут сейчас, ходили в одну школу, только в разные классы, а когда Валя поехал в мореходку, начал девушке писать, и она ответила. Так и закрутилось. Недавно супруги отметили хрустальную свадьбу – 60 лет совместной жизни.

- Знаете – ждала. И все ждали, весь Мурманск так жил, - говорит Галина Дмитриевна. – Для нас был праздник, когда кто-то возвращался из моря – все вместе встречали, радовались. А потом так же вместе провожали. Там люди очень хорошие, и когда тебе хорошо – все вокруг радуются, а когда беда – каждый помогает, чем может. Так и жили.

Но все эти годы супруги Кирсановы не забывали родное Струнино, где теперь причалили до конца своих дней. Единственное, что омрачает мирную жизнь героев Арктики – неприятный инцидент: молодой человек на «Субара» задел машину старика, а потом, вместо того, чтобы извиниться, избил его. Суд встал на сторону пенсионера, но, увы, молодой человек так и не отдал старому моряку 150 тысяч рублей компенсации и, видимо, не собирается.

- Но я не желаю ему зла – жизнь сама рассудит по справедливости, - заключил Валентин Тимофеевич. – Просто надо в любой ситуации оставаться человеком.

 Алексей КОТМЫШЕВ,
Александровский р-н



подпишитесь на нас в Дзен