В Великом Новгороде искусством лечат души: что происходит в «Другом измерении»
Почти 23 года назад, в декабре 2000-го, в областной психиатрической больнице появилось новое отделение – динамической психиатрии. В нём курс лечения проходят пациенты не с тяжёлыми диагнозами, а те, чьё состояние определяется как «пограничное». Здесь нет «буйных», «асоциальных», лишь интеллектуально сохранные люди, которые в силу каких-то обстоятельств (иногда – сугубо личных и ситуативных) оказался вырваны из большого мира.
Отделение возглавил врач-психиатр Николай Кузнецов (на фото), который с самого начала делал ставку не только на медикаментозное лечение, но и на активизацию внутренних ресурсов человека, на пробуждение его эстетического начала с помощью специальных художественных тренингов, получивших название арт-терапия.
Тогда всё это было внове, но завотделением видел результаты работы: как оттаивает человек, раскрепощается, «выплёскивает» при помощи кисти, красок и листа бумаги свои тревоги, страхи, извлечённые из тайников подсознания, и, «очищаясь» таким образом, постепенно справляется с проблемами психики, мешающими в обыденной жизни. В результате появляется уверенность в себе… И укрепляется вера в то, что недуг – преодолим.
С течением времени, отрешившись от темы лечебного воздействия арт-терапии, доктор посмотрел на работы пациентов с эстетической точки зрения. Могут ли быть интересны эти картины не только коллегам-медикам, но и самому широкому кругу людей? Посоветовался с художниками-профессионалами. И по тому, какими глазами взирали те на работы пациентов психбольницы, понял: попадание – стопроцентное.
Возникла идея выставки. Первая из них прошла ещё в 2003 году – на одной из «арт-площадок» новгородского Кремля. И вызвала искренний интерес и медиков, и искусствоведов, и самых широких слоев новгородцев. Тогда же был проведен аукцион, на котором не только жители города, но и гости из Москвы приобрели несколько работ в свои коллекции.
С тех пор такие выставки в Великом Новгороде стали традиционными.
* * *
С чего всё начинается? В определённый день пациентам отделения предлагается собраться вместе в «клубе». На общем столе, вокруг которого рассаживаются люди, листы чистой бумаги, общие краски, общие кисти. И совсем неважно на этом этапе, есть ли у человека художественное образование, упражнялся ли он ранее в попытках отразить мир и своё к нему отношение, и вообще – умеет ли он рисовать. Творчество не сковано никакими рамками, если не считать того, что изначально задаётся общая тема… Как правило, она так или иначе связана с эмоциями, состояниями, значимыми именно для этой категории людей. «Праздник в моей жизни», «Моё настроение», «Моя проблема»…
Я побывал на тренинге, названном простым и желанным для каждого из этих людей словом: «Выздоровление».
– Включить музыку? – спрашивает доктор. – Какую? Динамичную? Спокойную?
– Спокойную, – просят люди. – Спокойную…
Помещение заполняется негромкими звуками. Идёт процесс, не прерываемый разговорами… Люди поглощены творчеством, выражают своё представление о том, что вкладывают в понятие не «здоровья», а – «выздоровления». Для них это важно: на этом отрезке жизни выздоровление – главное, чего они ждут и от врачей, и от больницы, и от занятий арт-терапией. И… от себя. Ведь в самом начале тренинга врач неслучайно говорит о том, что в преодолении недуга, который привёл сюда каждого из них, люди должны опираться и на «собственный ресурс», на ту внутреннюю энергию, которая есть у каждого. И нужно всегда об этом помнить!
Я стараюсь не мешать, передвигаюсь по помещению, как тень… И время от времени осторожно выглядываю из-за спин склонившихся над листами бумаги людей. Чьё-то «выздоровление» выглядит как детский рисунок, а кто-то успевает создать целый мир. У одних он яркий и красочный, у других – мрачноватый, что, с учётом особенностей состояния психики этих людей, совсем неудивительно.
Через час рисование заканчивается. Но – не сам тренинг. Потому что следующий этап – непременное обсуждение того, что человек изобразил на бумаге. Люди совсем не стесняются рассуждать о самом сокровенном, о том, что часто, в иной ситуации, глубоко прячут от окружающих.
– Выздоровление? – говорит совсем молодая девушка. – Для меня это любовь. Очень часто с неё начинается заболевание, но, хочется верить, благодаря любви, пусть другой, можно вновь обрести утраченный смысл, счастье.
На её рисунке фигуры молодых людей: юноша и девушка, держащиеся за руки. И солнце… Очень много солнца.
На рисунке другой девушки изображены одни волны.
– Почему? – спрашивает врач.
– Потому что и наша болезнь идёт так же – волнами…
А вот тот рисунок, который поначалу показался мне мрачноватым, оказалось, имеет совсем иное прочтение. На нём, выполненном, кстати, очень профессионально, я увидел коричневые горы, чёрную пещеру, в которой – одинокий, словно бы заточённый в ней человек. Женщина. И лишь на заднем плане проглядывает кусочек синего неба.
– Пояснить? – говорит женщина. – Человек в пещере – это я. Да, я всё ещё там, в пещере… А хочется оттуда вырваться, и – на волю, к свету, к солнцу, к людям. Своё выздоровление я вижу так… Хочу, чтобы жизнь вновь стала яркой, насыщенной красками.
Никто не пытается оценивать работы с точки зрения художественного уровня, техники рисования. В самом конце занятия все эти работы соединят вместе в виде коллажа и оставят на какое-то время в коридоре отделения. А потом этот коллаж сменит другой… И так – далее.
– При подготовке выставок, – поясняет доктор Кузнецов, – мы отбираем из сотен рисунков – единицы. Какие-то из них требуют доработки, и пациенты с удовольствием садятся «глянцевать» свои работы, если узнают, что их увидят люди. Мы лишь чуть-чуть подталкиваем пациента, чтобы вывести его из состояния депрессии, направить мысли в позитивное, положительное русло, увести от негатива: и в себе, и в окружающем.
* * *
Когда-то, вынашивая мысль о проведении первых выставок, Николай Кузнецов ставил перед собой цель изменить отношение окружающих к людям, имеющим проблемы с психическим здоровьем, приоткрыть их внутренний мир, показать, что он не уродлив, не карикатурен. А потом, всякий раз, открывая выставку, предлагал зрителям оставить в книге отзывов своё мнение и о представленных на их суд картинах, и о самом проекте. На сегодняшний день таких отзывов – несколько тысяч. И нет ни одного – враждебного, издевательского, пренебрежительного.
– Вначале, – вспоминает Николай Кузнецов, – интерес к «Другому измерению» был обусловлен ещё и тем, что, предполагалось, будет присутствовать элемент эпатажа. Но мы сознательно отбираем для выставок те работы, которые свидетельствуют о позитивном мировосприятии их авторов. Не открою никакой тайны, если скажу, что среди пациентов отделения было достаточно много людей, профессионально владеющих кистью. Их картины мы выставляем наряду с работами пациентов, не имеющих художественной школы. Убедившись в том, что общий уровень наших выставок достаточно высок, посетители стали ходить на них уже не ради «острых ощущений», а исключительно ради эстетического удовольствия. И это, я считаю, говорит о том, что мы смогли-таки изменить стереотип восприятия и художественного творчества пациентов нашего отделения, и их самих.
* * *
Как правило, работы, экспонирующиеся на выставке, выполнены в традиционной манере. Исключение сделали один раз. Тогда зрителям был представлен арт-объект в виде рулона туалетной бумаги, поверх которого наклеена «шапка» одной из федеральных газет под заголовком: «Психбольной выступил против педофилии». Сенсационная статья рассказывала миру о том, что на выставке представлена работа, «переосмысляющая» знаменитую «Девочку на шаре». И – очень своеобразно.
Цитата: «За основу автор взял «Девочку на шаре» Пикассо. Циркача он записал в страшные педофилы, а его ученицу – в растлеваемую жертву. Чтобы злодей не добрался до девочки, безумный художник разделил их черной молнией… Нам удалось узнать, что замысел полотна возник не на пустом месте. Автор – самый настоящий педофил. Несколько лет назад попался на грязных домогательствах к детишкам. Родители, узнав о поступках «нехорошего дяди», сообщили куда следует. Педофила упекли в СИЗО. В ходе следствия негодяя подвергли психиатрической экспертизе. Тут-то и выяснилось, что он совершенно невменяем. Вскоре педофил сменил тюремную камеру на палату психбольницы».
– Это правда? – не мог я не поинтересоваться подробностями «разоблачения» у организатора выставки.
Оказалось, что всё ложь, за исключением того, что выставка – состоялась, и на ней была представлена работа «по мотивам «Девочки на шаре». Но чего не сделаешь для сенсации.
– Никогда бы не подумал, – говорит Николай Кузнецов, – что благое дело с такой легкостью можно превратить во зло. Безумный художник, педофил, негодяй… Сколько ярлыков, но ни к одному из них автор не имеет ни малейшего отношения! Когда он прочитал эту, абсолютно дикую статью, состояние резко ухудшилось, и потребовалось немало усилий, чтобы его стабилизировать.
Впрочем, обо всем этом может рассказать и сам автор. Он и сегодня среди участников «Другого измерения». «Пощечина», нанесенная газетой, уже отболела, и автор может говорить о ней как о нелепом и диком «сопутствующем моменте». Хотя тогда было не до иронии. Что же до истории с публикацией, когда провокация состоялась, и у завотделением, и у руководителей галереи, и у автора была мысль обратиться за сатисфакцией в суд. Но потом решили оставить все это на совести газеты: нервы дороже.
– А почему выставил арт-объект с рулоном туалетной бумаги? – спросил я у автора.
– Это мое отношение и к таким публикациям, и к таким газетам, – ответил он коротко, но ёмко. – Кто-то утверждается таким образом, я утверждаюсь по-другому.
* * *
Но это, скажем так, всего лишь издержки.
Вообще же, цель занятий арт-терапией – подкрепить процесс медикаментозной реабилитации погружением в мир искусства. Никто не ориентирован на то, что вследствие занятий арт-терапией родится второй Леонардо, но уже сейчас среди участников «Другого измерения можно назвать несколько имён тех, для кого живопись стала главным делом всей жизни: Александр Кузьмин, Стас Маренич, Валерий Шепталин.
Как рассказывал один из них – Александр Кузьмин, уже имеющий за плечами и персональные выставки, рисовать любил с детства, но по-настоящему начал заниматься живописью только на занятиях арт-терапией.
– Работа с кистью и красками отвлекала от мрачных мыслей. И это для меня – главное. С детства я пытался уходить от гнетущих проблем в мир живописи. Удивительно, как в проекте «Другое измерение» совпали мои интересы и интересы его наставника. В большой степени благодаря этому проекту я смог себя реализовать, – добавил Александр.
Картины из проекта «Другое измерение» экспонировались на Всемирных конгрессах динамической психиатрии в Берлине, Риге, Мюнхене, Санкт-Петербурге. В городе на Неве за заслуги в сфере психосоциальной реабилитации людей с психическими особенностями коллектив новгородского Центра психиатрии был награждён дипломом международного фестиваля «Другие?..».
По самым скромным подсчётам, за время существования проекта с творчеством «Другого измерения» познакомились более 80 тысяч человек. А ОРТ сняло документальный фильм о «новгородском феномене».
– Своими выставками, – добавил Николай Кузнецов, – мы пытаемся сделать мир хоть чуть-чуть, но терпимей и добрее. Чтобы пациенты, выписавшись из клиники, получив опыт арт-терапии, развив свои творческие способности, в дальнейшем были востребованы и в этом – большом! - мире.
Алексей КОРЯКОВ,
Великий Новгород
