«При переезде музея лучшие и самые крупные его экспонаты куда-то исчезли»

ОТ РЕДАКЦИИ: в ноябре этого года житель Хабаровского края Павел ПОПЕЛЬСКИЙ посетил Комсомольский-на-Амуре  краеведческий музей, который после катастрофического наводнения 2013 года переехал на новое место, и был потрясен теми изменениями, что произошли в этом учреждении культуры.

«Когда комсомольский краеведческий музей находился в старом здании, на углу у театра, там царили чистота, порядок и уважение. Экспозиция состояла именно из экспонатов, а не из детских игр с иллюминацией. Посетители платили за историю, ради которой они и приходили. Но в 2013-ом, когда случилось большое наводнение,  музею затопило подвал, так как судьба поместила его у берега Амура, и было принято решение переехать в другое здание.

Этим другим зданием стал бывший кинотеатр «Комсомолец» на площади Кирова, - справа через парк от Дворца Судостроителей, в самом центре города, на входе к судостроительному заводу.

Как выяснилось, при переезде музея лучшие и самые крупные его экспонаты куда-то исчезли. Уничтожен зал минералов и зал ГУЛАГа. Новый музей превратился в светящиеся идеологические плакаты, исторические комиксы, набор современных макетов. Единственной заслуживающей внимания экспозицией стал зал природы и этнографии. Посетители теперь приезжали чисто поглядеть новый подход к интерьеру, необычный для Комсомольска.

В начале ноября 2018 в новом краеведческом музее Комсомольска сотрудники допустили отвратительный инцидент по отношению к иногородним посетителям.

Двое мужчин из Хабаровска приехали посмотреть Комсомольск. Один из них болеет диабетом и не факт, что приедет сюда снова. Как воспитанные люди, они сразу пошли в гардероб. Но сотрудники окружили их и стали спрашивать: «Чего вы сюда пришли? На обезьян или в музей?» Мужики были с холодной улицы и, естественно, не поняли смысла сказанного. Они возмутились словам сотрудников и чуть было не ушли. Сотрудники опять  окружили этих двух посетителей и потребовали купить билеты в музей, что те и сделали.

Как только эти двое посетителей пошли в гардероб, поскольку не сняли в суете куртки, сотрудница музея заявила, что вызовет по телефону администрацию, чтобы разобраться. Мужчины прямо сказали в лицо сотрудникам, что это не музей, а  концлагерь. Только после этих резких слов сотрудники от посетителей отстали!

Посетители «отомстили» музею: два часа осматривая залы, громко называли сотрудниц ходячими обезьянами в очках и напропалую критиковали и высмеивали экспозицию. И было за что - на втором этаже музея действовала выставка обезьян. Как мужики мне потом рассказали, сотрудники музея просто хотели содрать с них двойную цену: за сам музей и за выставку обезьян!

Еще мужики красочно описали разбросанный по экспозиции мусор и понаставленные везде столы с валяющимися бумагами. Мужики не знали, что за три дня до этого я сам был в музее и видел это.

В начале ноября я приехал в Комсомольск ради Амурлитмашевских сопок. Традиционно я посещаю учреждения культуры, и в этот раз тоже зашел в краеведческий музей. Мне тоже стали впаривать дополнительный билет на обезьянью выставку, и когда я резонно спросил книгу жалоб, то есть книгу отзывов, мне запретили её брать, - сотрудники музея при мне испугались критических отзывов собственных посетителей!

А когда я вошел в уже известные мне залы, то просто потерял желание посещать этот музей в дальнейшем. В первом зале подарков городу через все помещение были поставлены раздвижные ширмы выставки к столетию комсомола, мешающие ходить посетителям по залу. Обычно я всегда спрашиваю сотрудников о городе. На этот раз сотрудники мне тоже хамили и ничего не объясняли, хотя я, кстати, тоже иногородний.

Моя любимая экспозиция - зал природы и этнографии. Так вот, на стеклянных шкафах над археологическими экспонатами были кем-то разбросаны рваные бумажки, в куче опилок, были брошены ракушки, осколки минералов. Не в экспозиции, а сверху просто были брошены! На полу под ногами валялись серые грязные тряпки, я чуть не запнулся. Четыре стеклянных шкафа экспозиции были загорожены ящиками с игрушечными динозаврами и плюшевыми игрушками. Посреди зала с диорамами природы были нагромождены четыре стола. Все это создавало впечатление помойки, а совсем не интеллигентного учреждения! Сотрудники бегали туда-сюда по залу и им было наплевать, что посетитель заплатил за осмотр этой, я бы сказал, «свалки».

На втором этаже, где еще год назад стояли хоть какие-то макеты, сегодня остались одни идеологические плакаты и светящиеся витрины. И в половине этих витрин... ничего не было! То есть я увидел полупустой зал. А это был зал... истории города Комсомольска! Мне сказали: "Смотрите лучше на дисплеи", то есть на сплошные плазменные экраны, усеивающие стены зала. А где большинство оставшихся экспонатов, куда они-то испарились? Сотрудники музея с большой неохотой признались, что хранилище всех экспонатов музея находится в другом конце города, что, как я считаю, вообще-то недопустимо, так как депозитарий обязан быть вместе с музеем, как в Хабаровске и Владивостоке. Но, видите ли, экспозиция краеведческого музея нынче строится исключительно на играх, а сами музейные экспонаты становятся не нужны.

Например, когда вы входите в зал природы, вам объяснят не виды представленной фауны, а весьма навязчиво предложат...  взвеситься за деньги на весах, став Мишкой или Росомахой. Неужели такая дебилизация посетителей - сегодняшнее кредо музея?!»

 

Павел ПОПЕЛЬСКИЙ, г. Комсомольск-на-Амуре



подпишитесь на нас в Дзен