4,1 трлн рублей – и все? ФНБ тает на глазах: эксперты бьют тревогу

По данным Минфина, в июне ФНБ пополнился на 1,3 трлн рублей за счет зачисления 61,1 млрд китайских юаней и 74 тонн золота, приобретенных с января 2024 года по февраль 2025 года на сверхдоходы от нефтегазового сектора. Общий объем фонда
Главная угроза для ФНБ — снижение нефтегазовых доходов. В мае и июне 2025 года они упали на 4% и 7% ниже базового уровня, а в июне сокращение достигло 34%. Причина — падение цен на нефть: Brent опустится ниже $70 за баррель, а Urals — ниже $60 во второй половине года из-за смягчения условий сделки ОПЕК+ и замедления глобального спроса. Конфликт между США и Ираном, вопреки ожиданиям, не привел к устойчивому росту цен, что ограничивает приток сырьевых доходов.
Для компенсации провала Центробанк с 7 июля по 6 августа увеличит продажу юаней из ФНБ на бирже до 9,8 млрд рублей в день — на треть больше, чем в июне. Это сигнализирует о растущей зависимости бюджета от резервов фонда. По текущим темпам расходования ликвидных активов (4,1 трлн рублей на 1 июля) их хватит лишь на 14 месяцев, если цены на нефть не восстановятся.
Дефицит федерального бюджета в 2025 году бьет тревожные рекорды: за первые пять месяцев он достиг 3,4 трлн рублей против 730 млрд рублей годом ранее. В декабре Минфин традиционно изымает средства из ФНБ для покрытия дефицита: в 2023 году — 2,9 трлн рублей, в 2024-м — 1,3 трлн. В этом году объем изъятий, вероятно, превысит прошлогодние показатели, усиливая давление на резервы. Экономический обозреватель Кирилл Родионов подчеркивает:
«ФНБ превращается из стратегического резерва в оперативный инструмент покрытия текущих расходов. Это не просто трата „подушки“, а попытка удержать экономику на плаву в условиях низких нефтяных цен и санкционного давления».
Фонд перестает быть просто «копилкой» и становится индикатором глобальных экономических сдвигов. Россия активно перестраивает структуру ФНБ, увеличивая долю золота и юаней, чтобы снизить зависимость от доллара и евро. Это ответ на геополитические вызовы и санкции, но также риск: юань подвержен колебаниям, а золото, несмотря на стабильность, не генерирует дохода в краткосрочной перспективе.
ФНБ, несмотря на июньский рост, находится в зоне риска. За три с половиной года ликвидные активы сократились с $113,5 млрд до $52,6 млрд — в 2,5 раза. Если текущие тенденции сохранятся, к концу 2026 года резервы могут быть исчерпаны. Чтобы этого избежать, России нужно либо рассчитывать на восстановление нефтяных цен, либо искать новые источники доходов, минимизируя зависимость от сырьевого сектора.

Но есть и еще любопытный момент. Ранее сообщалось о росте международных резервов до $687,7 млрд на 27 июня 2025 года. Это говорит о таких факторах:
- Укрепление золота: доля золота в ЗВР могла вырасти из-за повышения мировых цен на золото.
- Переоценка активов: изменение курсов валют могло увеличить стоимость резервов в долларовом эквиваленте.
- Экспортные доходы: несмотря на падение нефтегазовых доходов в июне на 34%, поступления от других экспортных секторов (например, металлов или сельского хозяйства) могли поддержать ЗВР.
Однако рост ЗВР контрастирует с сокращением ликвидной части ФНБ (с $113,5 млрд до $52,6 млрд за 3,5 года). Это говорит о том, что, хотя общие резервы растут, ликвидные активы ФНБ активно расходуются на покрытие бюджетного дефицита (3,4 трлн рублей за первые пять месяцев 2025 года). Продажа валюты из ФНБ (9,8 млрд рублей в день в июле) для стабилизации бюджета подчеркивает, что часть ЗВР, связанная с ФНБ, уменьшается, а рост резервов обеспечивается другими компонентами (например, золотом или валютными активами ЦБ).
Источник фото: Провинция