Подарили бабушке смартфон. О каких правилах безопасности стоит ей рассказать?

«Наша бабушка интересуется современными технологиями. Сидит в соцсетях, пользуется безналичной оплатой. А недавно мы подарили ей смартфон. Часто на ее номер идут подозрительные звонки. Боимся, что бабушка может поверить мошенникам. О каких известных способах мошенничества стоит предупредить пенсионерку?»

способах мошенничества стоит предупредить пенсионерку?»

Вопрос задала Марина из Оренбурга.

Отвечает Елена СТРЕЛЬЧИК, старший помощник прокурора Оренбургской области по правовому обеспечению:

«Безусловно, вы правы, что хотите поговорить со своей бабушкой о кибермошенничестве. Злоумышленники не дремлют и придумывают все новые схемы обмана. Разберем самые известные из них.

Способ обмана № 1. «Классический»

Что происходит: Неизвестный представляется сотрудником полиции. Заявляет, что близкий родственник нарушил закон или попал в беду (например, ДТП). Потерпевшие готовы пойти на уступки. Нужно заплатить. Деньги просят перевести через посредников либо через терминал.

Что на самом деле: Скорее всего, с родственниками все хорошо.

Что делать: Сразу же звонить своему родственнику – убедиться, что все в порядке.

Способ обмана № 2. «Карта заблокирована – перезвоните»

Что происходит: Поступает SMS-сообщение якобы от банка о блокировке карты. В конце – просьба перезвонить по указанному номеру. Как вариант, вместо SMS-сообщения возможен звонок с аналогичной информацией и просьбой. Если перезвонить, попросят назвать номер карты и код из SMS.

Что на самом деле: Мошенники переводят деньги с карты себе.

Что делать: Игнорировать такое SMS и не перезванивать по указанному номеру. Банк таких просьб не рассылает. Данные карт не запрашивает (они у него есть). Никому нельзя сообщать пароли из SMS-сообщений, в том числе сотрудникам банка. Если нужно позвонить в банк – использовать номер телефона, указанный на официальном сайте или обороте карты.

Способ обмана № 3. «Ваш товар готовы купить – деньги переведут»

Что происходит: Вы продаете товар через социальные сети или доски бесплатных объявлений, например. Потенциальный покупатель заверяет, что очень хочет приобрести товар. Подъехать прямо сейчас не может. Но готов внести аванс или даже оплатить всю сумму. Просит номер карты и код из SMS-сообщения.

Что на самом деле: Называя код, вы подтверждаете перевод денег с карты. Вернуть их вряд ли получится.

Что делать: Не называть код. Для перевода денег на карту нужен только ее номер.

Способ обмана № 4. «Вам полагается компенсация»

Что происходит: Неизвестный сообщает, приобретенный ранее товар или оказанная услуга – оказались некачественными. За это полагается компенсация. Однако чтобы ее получить, необходимо перечислить определенный процент от суммы. Для большей убедительности мошенники могут представиться сотрудником госучреждения (например, Роспотребнадзора)

Что на самом деле: Добровольно переводите свои деньги мошенникам.

Что делать: Компенсации выплачиваются только по вашему личному письменному обращению. Никакие проценты при этом платить не нужно.

Способ обмана № 5. «Поздравляем! Вы выиграли миллион!»

Что происходит: Вы получаете SMS-сообщение с неизвестного номера о выигрыше ценного приза или крупной суммы. Для получения подарка просят оплатить пошлину или перейти по ссылке и заполнить анкету.

Что на самом деле: Переводите свои деньги на счета мошенников.

Что делать: Вспомнить, было ли участие в розыгрышах. Если да, перезвонить официальным организаторам для подтверждения информации.

Способ обмана № 6. «Ваш родственник умирает!»

Что происходит: Вам звонят якобы из больницы или поликлиники. Неизвестный представляется медицинским работником. Сообщает, что у вас или ваших родственников обнаружен страшный диагноз. Чтобы вылечить болезнь, необходимо срочно перевести деньги за лекарства.

Что на самом деле: Следуя указаниям мошенников, переводите свои деньги на их счета.

Что делать: Игнорировать. Настоящий врач никогда не будет сообщать диагнозы по телефону или требовать деньги за лекарства.

Способ обмана № 7. «Пополните баланс телефона – я отдам»

Что происходит: Вы выполняете заказ. Например, в такси или доставляете товар по адресу. «Заказчик» перезванивает и просит по пути пополнить баланс телефона. Обещает отдать, как только вы встретитесь.

Что на самом деле: Вы оплачиваете чужой номер телефона. Деньги вам не вернут. Мошенники не выходят на связь, отключают номер.

Что делать: Сначала доставить товар по назначению. Не переводить деньги на незнакомые номера телефонов.

Будьте бдительны сами и не забудьте предупредить о мошенниках своих пожилых родственников».



подпишитесь на нас в Дзен