Выше только небо. Крановщица из Самары о характере кранов, мате на работе и переживаниях мужа

Даже в мороз, снег, дождь Лена подает грузы с ювелирной точностью
Даже в мороз, снег, дождь Лена подает грузы с ювелирной точностью
Найти самую оригинальную точку для съемки для Елены Бакалдиной не проблема: она каждый день поднимется туда, куда другие в жизни не доберутся. Лена - машинист башенного крана. Поверьте: послушаешь, с какой любовью красивая девушка рассказывает о своей необычной профессии, и невольно задумаешься: а ведь классная работа!

- Недавно работала рядом с Волгой на высоте 60 метров - примерно с 20-этажный дом. Город как на ладони. А самое большое расстояние от земли, на которое я поднималась на башенном кране, - 140 метров. Строила самые высокие здания в Самаре.

- Лена, как вас занесло в профессию?

- На гусеничном кране работал мой старший брат, позже Крымский мост строил. Мне было лет 16 - он и говорит: «А не хочешь на башенном попробовать?» Думала, пошутил. И забыла об этом. После школы устроилась в обувной магазин. Но не мое это было. В 24 года стала искать: чем хочу заниматься. И подумала о стройке. Ассоциация с этим местом: запах солярки, смазочных материалов - мне всегда это нравилось. И когда оказалась на стройплощадке, сразу поняла, что хочу тут работать.

- Первый подъем на кран помните?

- Конечно! Такое забудешь… Брат свел меня с крановщицей - у нее на тот момент стаж работы был 32 года! Сестра, мол, хочет выучиться. А тетя Наташа в ответ: пусть сначала в кабину залезет - может, передумает. И ко мне обращается: «Ну давай, лезь потихоньку. Не торопись». И пошла вперед. А какой там не торопись - лестница вертикальная, подтягиваешься на ней на руках и ногах, они дрожат. Физически очень тяжело. Но поднялась. Высота меня не испугала - тот кран был с 16-этажный дом. Хотя тетя Наташа рассказала, были такие: доползали до кабины и в ужасе падали на пол. Один мужчина вцепился в сиденье - боится спускаться. Хоть МЧС вызывай. А я слезла. Хотя двигаться вниз труднее - постоянно ищешь под ногами опору. Но сейчас я летаю по лестнице не глядя - как паучок. К тому же есть площадки - можно отдохнуть.

Романтики: с мужем Львом улетели к морю, чтобы расписаться
Романтики: с мужем Львом улетели к морю, чтобы расписаться 

- Сколько времени занимают подъем и спуск?

- На 140-метровую высоту я добиралась за 17 - 25 минут. Но там лестница под наклоном, она проще. Зимой сложнее. На ступеньках снег, к перчаткам липнет, намного дольше поднимаешься.

- В непогоду тоже работаете?

- Конечно. Самое страшное - ветер. Особенно неожиданный, порывистый. Металлоконструкция гнется, кабина на полтора-два метра отклоняется от вертикали. Приходится даже останавливать кран. Не всякое начальство это одобряет. Обвиняют, что не хотим работать, часы урезают. Но большинство ЧП с башенными кранами происходят именно от ветра. Иногда они падают. Хорошо бы все это понимали.

- Сложно управлять башенным краном?

- На кранах Liebherr, например, установлены рычаги, похожие на джойстик в игровой приставке. А вот старые КБ оснащены контроллерами - это как в советских грузовиках рычаг переключения передач. Но везде нужны сноровка и опыт. Со временем развивается глазомер, учишься ловить раскачку, выравнивать траекторию движения, предусматривать перемещение груза на два-три шага вперед.

У кого-то голова кругом от такой высоты, а для крановщика обычная работа
У кого-то голова кругом от такой высоты, а для крановщика обычная работа 

Заметила: у каждого крана свой характер. Одна и та же марка - а перемещаются, поворачиваются по-разному, и ты должна под них подстраиваться. Я им даже имена даю: Дуглас, Катюша, Старушка. Прихожу - здороваюсь с ними.

- Читала о вашем споре с кем-то из рабочих: мол, стройка не для нежных - всему научит.

- А, это дядя Валера был такой. Я только пришла - девочка-девочка, а он: «Будешь и пить, и курить, и матом ругаться» И сам пальцы вот так загибает. «Нет, дядя Валера, не буду», - отвечаю. Лет через шесть спрашивает: ну как? А никак: не курю, не пью и не ругаюсь. Больше того, бригады, с которыми по рации общаюсь, извиняются, когда что-то крепкое при мне отвесят. И обещают не повторять. Мы вообще дружим. Всегда «доброе утро!», «спасибо». В такой атмосфере легче работать.

- По вашим стопам наверняка другие девчонки хотели бы пойти. Встречали таких?

- Мне написала одна девочка. Она оплатила курсы и пожаловалась, что не хватает знаний. Крановщиков теперь готовят онлайн, по книгам, где ничего не понятно. А потом они даже не экзамены, а тест сдают. Я училась на очных курсах, практически индивидуально. Сейчас, к сожалению, подготовка хромает. Но женщины в профессии - не редкость. Считается, что мы работаем мягче, аккуратнее.

Незваные гости

- Лена, а как кабина башенного крана обустроена? Снизу она крохотная.

- Там можно в полный рост встать, размяться - по площади она где-то полтора на два метра. Но у всех крановщиков разбиваются спины. Сидим, наклонясь вперед, и все время в напряжении - и так иногда больше восьми часов. Поэтому крановщицы выходят на пенсию раньше - в 50 лет. Но нужно не меньше 15 лет стажа.

В кабине есть печки, зимой можно сидеть без куртки. Освещение. Чайник электрический. Полочки всякие себе обустраиваем. Кто тапочки приносит, кто носочки. Стеклоочистители - самый расходуемый материал. У меня гиацинт две недели цвел. С ним уютно.

 

- Извините, а вопрос с туалетом вы как решаете?

- Приспосабливаемся: ведерки, бутылки… Вниз из-за этого не спускаемся. Но вообще смешно: на дворе XXI век, в космос летаем - а туалеты даже в современных кабинах не предусмотрены.

- В грозу на высоте страшно?

- Кран заземлен, хотя знаю случай, когда молния попала в машиниста. Раций раньше не было, просто в форточку кричали. Он открыл ее - в это время молния ударила в кран. И его поразило током. Он выжил, но были проблемы с сердцем. Выяснилось, что в процессе работы повредили заземление крана. А однажды вижу: черная туча идет. Все потемнело, ливень, а над краном солнышко - дождь даже не капнул. Чудес хватает. Как-то в кабину саранча залетела. Огромная, страшная. Прыгнула мне на грудь и смотрит на меня. Думаю, сейчас на лицо прыгнет. А у меня на кране груз, длинная панель. И все-таки я не завизжала, не оторвалась от контроллеров. Убедилась, что груз в безопасности, и только после этого саранчу стряхнула. Пришлось смену с ней дорабатывать - она в кабине сидела.

А еще была история с паучком. Боюсь их страшно. И вот осенью, когда они плетут свои сети, один опустился прямо на мой нос. И я тоже не запаниковала.

- Муж переживает, когда вы на высоте?

- Поначалу да, но Лева - высококлассный сварщик, понимает нюансы работы на стройке. К тому же доверяет мне. И знает о моей мечте - построить храм. Мы и познакомились, когда я вместе с паломниками приехала в монастырь в Дивеево в Нижегородской области. Остановились в доме, где жил Лев. Уехала - стали переписываться. А через девять месяцев на отдыхе в Сочи расписались.

4 июня в России отмечается профессиональный праздник - День машиниста башенного крана. Елена смеется: для нее он - как день рождения. Потому что работать на кране - ее мечта. И она сбылась. (Выведали, что платят за это в Самаре около 100 тыс. руб. Вроде немало, но теперь вы представляете, какой это труд.) Мы желаем всем представителям непростой профессии легких подъемов и безветренной погоды. Уверены: в остальном они будут на высоте.

Надежда Пантелеева



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: Личный архив