Мы все живем в компьютере, а в нас играют пришельцы? Ученые считают – это возможно

Астроном Колумбийского университета Дэвид Киппинг представил расчеты, которые не исключают возможности того, что наш мир – это всего лишь гигантская суперкомпьютерная симуляция, а каждый из нас — програмка наподобие сетевого вируса или персонажа в компьютерной игре. По отзывам маститых ученых, это вполне

может отражать истинное положение дел.

Возможно ли, чтобы и мы со всеми нашими стремлениями, и все, что нас окружает, было нереальным, существующем лишь в воображении индивидов, помещенных кем-то в некий питательный кисель? Если 20 лет назад, после выхода первой «Матрицы» братьев (теперь сестер) ВАЧОВСКИ, такая картина мира воспринималась как мрачная метафора современной цивилизации, то теперь даже многие ученые склоняются к тому, что ее надо воспринимать не образно, а буквально. То есть мы, вполне вероятно, марионетки не в философском смысле, а в самом настоящем, наш мир полностью виртуален, а создан он и управляется высокоразвитой цивилизацией.

Самый известный сторонник такой гипотезы – профессор Оксфордского университета Ник БОСТРОМ. В 2001 году он написал статью, в которой выдвинул идею, что наша реальность – это компьютерная симуляция. Он достаточно убедительно обосновал свое предположение, в результате идея завладела умами многих ученых. Одни пытаются ее развить, другие опровергнуть.

Среди тех, кто серьезно увлекся данной теорией, - астроном Колумбийского университета Дэвид КИППИНГ. Он проанализировал основные положения статьи Ника Бострома «Доказательство симуляции». Всего их три. Первое гласит: биологические люди, скорее всего, вымрут раньше, чем достигнут эры «постчеловечества» (то есть утратят нынешний облик и станут, к примеру, киборгами). Второе утверждение сводится к тому, что даже если до этой новой эры технологий им удастся дожить, то вряд ли постчеловеческая цивилизация станет запускать симуляции своей эволюционной истории. Третье же утверждение прямо противоположно первым: «Мы почти определенно живем в компьютерной симуляции».

Киппинг пошел дальше: «трилемму Бострома» он превратил в дилемму. По сути ведь два первых пункта одинаковы, в обоих объясняется, что вероятность компьютерной симуляция ничтожно мала. Так что их можно считать одним утверждением: матрица невозможна. И лишь третий пункт говорит нам, что мы уже и есть обитатели виртуального мира. Если вкратце, у Киппинга получилось 50 на 50. Сколько доводов «против», столько же «за». Выходит, мы с 50-процентной вероятностью живем в симуляции!

Напрашивается вопрос - «Кому все это нужно?». В самом деле, это же абсурдно: создавать целый мир, чтобы населить его людьми… Вспомните «Матрицу»: мириады капсул с существами, которых нужно обогревать, лечить, закачивать в них питательные вещества, заботиться о полноценной «жизни во сне» каждого… Во имя чего, спрашивается? Да и ресурсов на такой проект не хватит. Наверняка энергии на «капсульных» людей будет уходить гораздо больше, чем они смогут отдать машинам.

Бостром ответил на оба этих вопроса. Во-первых, моделировать мир очень полезно для изучения истории, экономики, социальных процессов, для проектирования будущего наконец. Так что вопрос «зачем?» отпадает. Во-вторых, речь идет не о «ферме» по выращиванию биологических людей, подключенных к проводам и трубкам, а о целиком компьютерной модели человечества, что несоизмеримо проще и дешевле. Цифровых индивидов можно создать в миллионы, десятки миллионов раз больше, чем биологических.

Если следовать этой логике, то даже чисто статистически вероятность того, что мы виртуальные люди, огромна. И многие исследователи пришли к выводу, что дело обстоит именно так: мы все - не живые существа! Илон МАСК, к примеру, в одном интервью заявил: вероятность нашего проживания не в матрице, а в реальном мире — один шанс к миллиарду.

Отметим, что за последние 20 лет появились десятки работ на эту тему. В 2012 году группа немецких и американских физиков задалась вопросом: насколько сложно чисто в техническом плане создать модель Вселенной?

По их расчетам вышло: скрупулезная детальная симуляция потребует огромных мощностей вычислительной техники, это будет слишком дорогое удовольствие даже для очень развитой цивилизации. Но ведь никто не мешает подробно, в мельчайших деталях создать лишь небольшую часть Вселенной. А остальное, в частности, отдаленный космос, можно соорудить наподобие театральных декораций, не слишком прорисовывая детали. Главное, чтобы с Земли даже через самые сильные телескопы мы видели звезды и Галактики, не сомневаясь в их реальности.

Правда, симулируемый мир, если делать его с экономией мощностей, не может иметь такой четкости, высокого «разрешения», как реальный, поэтому всегда остается риск, что находящиеся внутри него заметят искусственность «картинки» окружающей вселенной. Симулируемые в любой момент могут найти свидетельства того, что мир не настоящий, он создан и управляется программистом, нажимающим на клавиши. Нет ли способа обойти такое ограничение и создать убедительные модели, которые будут требовать меньше ресурсов суперкомпьютеров, но при этом «картинка» будет иметь бесконечно высокое разрешение, как в реальном мире?

Достаточно необычный ответ на этот вопрос появился в 2012—2013 году. Физики показали, что с теоретической точки зрения наша Вселенная в ходе Большого взрыва могла возникнуть не из некоей малой точки с гигантской массой спрессованной материи, а из небольшой области пространства, где почти и почти не было! Оказалось, что в самом начале «раздувания» Вселенной огромное количество материи может возникнуть из ничего, из вакуума.

Как отмечает академик Валерий РУБАКОВ, если физики смогут в лаборатории создать область пространства со свойствами ранней Вселенной, то она просто по физическим законам превратится в аналог нашей собственной.

И разрешение у нее будет бесконечно большим, поскольку, строго говоря, по своей природе она материальна, а не является «цифровой». Плюс на ее работу в «родительской» Вселенной не нужен постоянный расход энергии: достаточно закачать ее туда один раз, при создании. К тому же она должна быть очень компактной — не больше, чем экспериментальная «колба», в которой ее «зачали».

Валерий Рубаков в связи с этим задается вопросом: не является ли наша Вселенная одной из таких «лабораторных»? К сожалению, на сегодняшний день достоверно ответить на этот вопрос невозможно. Создатели «игрушечной Вселенной» должны оставить «ворота» в свою настольную модель, иначе им будет сложно за ней наблюдать. Но найти подобные двери сложно, тем более что они могут быть размещены в любой точке пространства-времени.

Одно можно сказать точно. Следуя логике Бострома, если кто-то из разумных видов когда-либо решился на создание лабораторных Вселенных, их обитатели могут пойти на аналогичный шаг: в свою очередь создать собственную «карманную Вселенную» (напомним, ее реальный размер будет маленьким и компактным, иметь вход в нее из лаборатории создателей). Тут уместно вспомнить сотни шкафчиков из «Людей в черном»: в какой ни загляни – везде кипит жизнь, в каждом совершенно особый мир, только снаружи кажущийся микроскопическим. Кстати, в этом же фильме показано, что целая Вселенная может уместиться в крошечном шарике, висящем на ошейнике кота.

Итак, получается, что искусственные миры могут бесконечно множиться, и вероятность того, что мы — обитатели именно рукотворной Вселенной, математически выше, чем того, что мы живем в настоящей, созданной самой природой, а не сисадминанами в суперкомпьютере сверхцивилизации.

По материалам popmech.ru, esquire.ru, gamebomb.ru



подпишитесь на нас в Дзен