Зонтик от шквала критики: реагируем правильно на претензии и правильно критикуем сами

Никто не любит слушать строгие наставления в свой адрес, особенно при свидетелях. Конечно, все помнят: конструктивная критика помогает осознать ошибки и скорректировать стратегию поведения как на работе, так и в жизни. А как на деле? Разбираемся вместе с кандидатом психологических наук Татьяной БОРИСОВОЙ.

Социологи утверждают, что практически каждый человек враждебно настроен к возможным критическим замечаниям в его адрес, вне зависимости от того, справедливы они или нет. Кто-то затаит зло, готовясь ответить тем же, а кто-то открыто отметает «наветы», желая показать, что все сказанное - наглая и злобная ложь.

«Критика со стороны – прекрасный инструмент для того, чтобы получить объективный отклик на свои действия, – утверждает кандидат психологических наук Татьяна БОРИСОВА. – Наиболее полезны и информативны замечания, которые подкреплены аргументами и получены в режиме лицом к лицу. Во-первых, вы получаете ценную и обоснованную информацию, которую впоследствии можно использовать для того, чтобы избежать совершаемых ошибок. Во-вторых, критика, которую вы услышали без свидетелей, не дает вам оснований испытывать беспокойство относительно своей репутации и представляет возможность воспринимать сказанное наиболее адекватно».

По словам Татьяны БОРИСОВОЙ, формат подобной критики встречается, увы, редко, поскольку чаще всего причиной высказывания едких замечаний становятся переполняющие человека эмоции. Не в силах противостоять негативным ощущениям, он выплескивает злобные фразы на того, кто, по его мнению, виноват в неудачах.

«Тем не менее, в эмоциональных критических замечаниях, которые сказаны при свидетелях, тоже может быть конструктивное зерно, – говорит Татьяна БОРИСОВА. – Но сама подача информации в этом случае воспринимается враждебно. Оба человека находятся на грани эмоционального срыва, поэтому не способны думать и анализировать. Кроме того, присутствие свидетелей отрицательно влияет на самооценку критикуемого человека. Он беспокоится о потере репутации и вместо того, чтобы думать о замечаниях, пытается держать оборону, чтобы не уронить свой статус в глазах окружающих».

Если вас критикует авторитарное начальство, то возражать или спорить не рекомендуется. Лучше всего выслушать босса, понимающе кивая в те моменты, когда он делает паузы, чтобы набрать воздуха, и пообещать все исправить. Впоследствии можно обдумать услышанное, чтобы понять, прав ли ваш начальник, высказывая подобные обвинения. Если руководитель любит ругать вас при свидетелях, то старайтесь воспринимать это со здоровой долей иронии. Ругает – значит, любит. А ведь быть сотрудником, который в фаворе у начальства, - почетно.

«Есть реальные и работающие способы ослабить гнев руководителя, но воспользоваться ими может не каждый, – рассказывает Татьяна БОРИСОВА. – Необходимо действовать на предупреждение. Регулярно заходите к начальнику и рассказывайте ему об ошибках, которые совершили, и о том, что вы все поняли, и рапортуйте, как теперь будете действовать. Иными словами, сыграйте и его, и свою роль самостоятельно. С одной стороны, руководителю будет нечего добавить, и у него сформируется чувство исполненного долга: подчиненный сам заварил кашу, сам расхлебает, сам исправится. С другой стороны, регулярные отчеты с большой долей вероятности толкнут его к выводу, что вы стали более ответственным. А это значит, что пора «строить» другого сотрудника».

Если вы попали под горячую руку разъяренного начальника и вынуждены услышать нелицеприятные обвинения, пытайтесь сохранять спокойствие, поскольку противостояние двух эмоционально возбужденных людей вряд ли приведет к положительному результату.

«Если вас ругают при свидетелях, сохраняйте спокойствие, – говорит Татьяна БОРИСОВА. – Только с холодной головой можно молниеносно проанализировать сказанное и задать встречные вопросы. Не пытайтесь оправдываться, это мгновенно поставит на вас клеймо «виновен». Не пеняйте на других, это тоже один из способов оправдания виноватого. Ваше оружие – четкие и быстрые вопросы. Критикан, особенно если он эмоционально возбудимый человек, в момент критического излияния вряд ли будет ожидать вопросов в свой адрес. И даже если он услышит вас, дать четкие, вразумительные ответы на них вряд ли сможет. Так кто в этой ситуации будет выглядеть нелепо?»

Татьяна БОРИСОВА советует не мстить человеку, который громогласно отмечает ваши недостаткаи. Это безрезультатная трата времени, поскольку, почувствовав это, он снова будет вас при людно гвоздить обвинениями.

«Если критика, которую вы слышите, конструктивна, но вам не нравится способ ее подачи, то попробуйте воздействовать на критикана с помощью «конфетки», – говорит Татьяна БОРИСОВА. – Расскажите ему (можно при свидетелях), как он помог вам обнаружить и устранить ошибки, поблагодарите его и порекомендуйте остальным коллегам обращаться к нему за помощью. Велика вероятность, что после такой речи он на время утратит к вам нездоровый интерес».

По словам Татьяны БОРИСОВОЙ, не стоит бояться критики, на нее надо уметь правильно реагировать. Какими бы ни были замечания в ваш адрес, невзирая на цель, которую они преследуют, всегда оставайтесь спокойными и рассудительными.



подпишитесь на нас в Дзен