Должны ли люди на электросамокатах следовать правилам дорожного движения?

«На Псковской улице Великого Новгорода я чуть было не совершил ДТП. Выезжал со двора. В это время перпендикулярно мне двигался мужчина на электросамокате – с левой от меня стороны. Руководствуясь «правилом правой руки», я думал, что тот меня пропустит. Не тут-то было! Мы едва не столкнулись. Мужчина возмущался. Хотя, я думаю, он не прав». Алексей К., Великий Новгород

Появление на улицах городов в массовом порядке людей на самокатах, действительно, создает ныне немало проблем. Кто они? Если «ускорившиеся» пешеходы, то действуют одни нормы. Если равноправные водители транспортных средств – другие. А как людей на электросамокатах следует воспринимать с точки зрения Правил дорожного движения?

Этот вопрос мы задали руководителю пресс-службы УГИБДД по Новгородской области Татьяне Лапиной.

– В настоящее время при оценке действий водителей электросамокатов сотрудники ГИБДД руководствуются «Поправками в Правила дорожного движения Российской Федерации», которые регулируют использование средств индивидуальной мобильности. Постановления Правительства РФ, узаконившие эти поправки, вступили в законную силу 1 марта 2023 года.

Согласно поправкам, электросамокаты, электроскейтборды, моноколеса и иные аналогичные средства охватываются единым термином «средство индивидуальной мобильности», что расшифровывается таким образом: «транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя».

В соответствии с пунктом 24.2 новой редакции Правил, движение лиц в возрасте старше 14 лет, использующих средства индивидуальной мобильности, допускается в пешеходной зоне, по тротуару, пешеходной дорожке – в случае, если масса электросамоката и т.д не превышает 35 кг.

Пунктом 24.6 новой редакции Правил регламентировано, что движение лиц, использующих средства индивидуальной мобильности, разрешается со скоростью не более 25 км/ч.

Нарушение Правил дорожного движения лицом, использующим для передвижения такие средства, будет квалифицироваться по ч. 2 ст. 12.29 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, предусматривающей наказание в виде административного штрафа в размере 800 рублей. 

Если такое нарушение совершено в состоянии опьянения, оно будет квалифицироваться по ч. 3 ст. 12.29 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа в размере от 1 до 1,5 тысяч рублей.

Если правонарушение повлекло создание помех в движении транспортных средств, то это уже ч. 1 ст. 12.30 КоАП РФ. Там предусмотрен административный штраф в размере 1 тысячи рублей. Если правонарушение повлекло по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, действия будут квалифицироваться по ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ, предусматривающей наложение административного штрафа в размере от 1 до 1,5 тысяч рублей.

В данном случае сделать однозначный вывод, кто виноват, сложно. В случае конфликтной ситуации следует делать вызов в инспекцию ГИБДД.

При этом нужно учесть, что после введения поправок, водители электросамокатов не приравниваются к пешеходам. Однако закон по-прежнему не требует от них получения водительских прав.



подпишитесь на нас в Дзен