Как быть, когда ипэшник закрылся, а заказанный и оплаченный товар не отдал?
– В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», в случае прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в частности в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации либо аннулированием государственной регистрации, потребитель вправе обратиться в суд к указанному лицу с требованиями, связанными с осуществлявшейся им ранее деятельностью по продаже товара (выполнению работы, оказанию услуги).
Это означает, что после прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, физическое лицо в отличие от юридического лица сохраняет свою правосубъектность и несет ответственность по принятым на себя обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, указанного в ст. 446 ГПК РФ. Юридически имущество индивидуального предпринимателя, используемое им в личных целях, не обособлено от имущества, непосредственно используемого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности. Исходя из вышеизложенного, в случае прекращения деятельности в качестве ИП физическое лицо будет нести ответственность за исполнение обязательств, выполнение работ, оказание услуг (их качество) с учетом сроков исковой данности, а также с применением закона РФ «О защите прав потребителей».
Так, например потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные ст. 23.1 Закона РФ « О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. №2300-1 в случае когда, продавец официально прекратил свою деятельность, а предварительно оплаченный товар не передан ему в срок.
Также в течение гарантийного срока потребители вправе обратиться за устранением недостатков и предъявить другие требования в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей». В случае отказа потребитель может потребовать их исполнить через обращение с иском в суд уже как к физическому лицу. При этом потребитель вправе потребовать не только решения основного вопроса, связанного с качеством работы, товара или услуги, но и вправе претендовать на компенсацию морального вреда, выплаты неустойки.
Таким образом, факт утраты физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя не имеет значения, если в товарах или услугах, приобретенных в период его деятельности, выявлены недостатки. Данные потребители имеют право на предъявление претензии в защиту прав потребителей, гарантируемых ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей».
Дополнительно сообщаем, что согласно положениям ст. 47 ГПК РФ и п. 5 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» Управление Роспотребнадзора по Новгородской области, как государственный орган, до принятия решения судом первой инстанции вправе вступить в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на него функций и защиты прав, свобод и законных интересов потребителей. В связи с этим, потребитель в случае подаче искового заявления в суд вправе ходатайствовать перед судом о привлечении Управления для дачи заключения по делу в целях защиты Ваших прав.
За дополнительными консультациями можно обратиться:
• в Общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Новгородской области по адресу: В.Новгород, ул. Германа, д.14 каб. № 104 тел. 971-106, 971-083;
• в Центр по информированию и консультированию потребителей по адресу: г. Великий Новгород, ул. Германа 29а, каб.1.2 тел. 77-20-38, 73-06-77.
Телефон круглосуточного Единого консультационного центра – 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный).
