Могут ли через мой участок проложить газопровод без моего согласия?
– Согласно Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.; Право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
«Ограничения права собственности на землю, продиктованные общественными интересами, требуют достижения баланса частных и общих интересов при неукоснительном соблюдении конституционных принципов справедливости, разумности и соразмерности», – из Определения Конституционного Суда РФ от 13.10.2022 № 2667-О.
Гарантией этого выступает установление надлежащих процедур ограничения права, непосредственно обеспечивающих такой баланс. При реализации данной гарантии следует руководствоваться критериями правовой определенности, стабильности и предсказуемости (постановления Конституционного Суда РФ от 14.05.2012 № 11-П и от 10.03.2016 № 7-П).
Земельным кодексом РФ предусмотрено установление зон с особыми условиями использования территорий – в частности, для безопасной эксплуатации объектов транспорта и энергетики. Статьей 105 Земельного кодекса РФ в качестве таких зон в числе прочих предусмотрены:
• охранные зоны газопроводов, в границах которых вводится особый режим использования земельных участков, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, несовместимые с целями установления названных зон,
• а также зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных газопроводов, в границах которых не могут быть построены какие бы то ни было здания, строения, сооружения без согласования с организацией-собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
Охранные зоны могут пересекать земли всех видов разрешенного использования.
Стоит отметить, что на сегодняшний день не все земельные участки имеют уточнение границ или сведения о них не занесены в государственный кадастр недвижимости (ГКН). Таким образом, вновь зарегистрированный в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) объект охраны (например, газопровод) может оказаться на территории «неуточненного» земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, чьи права пользования и владения участком оказываются ущемленными охранной зоной.
Точно так же и сам объект охраны не всегда вносится в ГКН вовремя – сведения о нем не передаются собственником и органами местного самоуправления в кадастровую палату.
Таким образом, в ГКН может не быть сведений об охранных зонах с особыми условиями использования территорий, а собственнику земельного участка при этом – в зависимости от размеров охранной зоны, определяемой на основании постановлений, правил и СНиП – может быть отказано в разрешении на строительство капитального объекта или же в реконструкции имеющегося. Кроме того, на владельца земли возлагается бремя содержания охранной зоны и предоставления права доступа к ней обслуживающей организации в любое время (см. источник: «О проблемах в области защиты прав собственников земельных участков и капитальных строений, попавших в охранную зону», - Боронина И.Ю., КонсультантПлюс, 2020).
Однако, если подземный газопровод создан без предоставления земельного участка для его строительства и без уведомления и согласия владельца земли, то учитывая ограничения на использование земли, которые накладывает наличие данного объекта, на собственника газопровода может быть возложена судом обязанность устранить его с чужого земельного участка (Определение Верховного Суда РФ от 21.12.2020 № 308-ЭС20-19551 по делу № А53-37171/2018).
Положения статьи 274 ГК РФ допускают установление сервитута – права ограниченного пользования чужим земельным участком. Пп.2 п.3 ст.23 ЗК РФ предусматривает, что для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры могут устанавливаться публичные сервитуты.
Согласно п.2 ст.23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Собственник газопровода вправе испрашивать сервитут в целях строительства, эксплуатации и ремонта газопровода, обратившись к собственнику земельного участка в порядке ст.274 ГК РФ.
Статья 274 ГК РФ не ограничивает также право владельца земельного участка обратиться к собственнику газопровода, возведенного на территории частной собственности, с требованием об установлении сервитута в случае недостижения согласия об условиях соглашения (п.5 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017).
При этом суд должен разрешить возникший спор по иску заинтересованного лица, требующего установления сервитута, принимая во внимание, что выбор способа защиты права лежит на лице, которое полагает, что его право нарушено.
В частности, если собственник газопровода осуществил его строительство на чужом земельном участке и, фактически пользуясь этим земельным участком, уклоняется от заключения соглашения, формализующего порядок, способ и время пользования земельным участком, а также устанавливающего обязанность по внесению соответствующей платы в определенном размере.
Описанная в вопросе ситуация может иметь достаточно серьезные правовые и практические последствия, поэтому настоятельно рекомендую читателю как минимум обратиться за очной консультацией к квалифицированному специалисту.
