Можно ли досрочно отменить запрет на въезд в РФ для иностранного гражданина?
Отвечает директор ООО «Демянский юридический цент» Дмитрий МАРТЮЧЕНКО:
– Запрет на въезд в Российскую Федерацию устанавливается при наличии оснований, предусмотренных законодательством РФ (ст.ст. 26, 27 Закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»), решениями уполномоченных органов: МВД России, ФСБ России, Минобороны России, СВР России, МИД России, ФСИН России, ФТС России, Росфинмониторингом.
В соответствии с пунктом 6 «Правил принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 января 2015 года № 12, при изменении обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о неразрешении въезда, такое решение может быть отменено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Для таких случаев Приказом МВД России от 08.05.2019 № 303 был утвержден Порядок рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства.
В силу п.7 этого Порядка, если решение о неразрешении въезда в отношении иностранного гражданина было принято МВД России или его территориальным органом, при изменении обстоятельств, послуживших основанием для такого решения, подразделение МВД в течение 15 рабочих дней со дня выявления соответствующих обстоятельств готовит проект решения о его отмене либо письмо в территориальный орган МВД России, принявший решение о неразрешении въезда, за подписью начальника (зам.начальника) подразделения МВД России с обоснованием необходимости отмены такого решения. В соответствии с п.8 этого же Порядка, материалы для принятия решения об отмене запрета на въезд рассматриваются тем же подразделением МВД России, которым были подготовлены материалы для этого запрета.
В силу части 3 статьи 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ – кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Иными словами, правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется как общим, так и специальным законодательством.
Конституционным Судом Российской Федерации принято Постановление от 17 февраля 2016 года № 5-П, согласно которому суды, рассматривая дела, связанные с нарушением иностранными гражданами режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, должны учитывать обстоятельства, касающиеся длительности проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство. Уполномоченные органы обязаны избегать формального подхода при рассмотрении вопросов, касающихся в том числе и неразрешения въезда в Российскую Федерацию.
В силу части 3 статьи 55 Конституции РФ любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели). Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке. Всегда следует обосновывать необходимость ограничения прав и свобод человека исходя из установленных фактических обстоятельств. Ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества (см., напр., Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 26.04.2018 № 48-КГ18-6).
Разумеется, само по себе наличие у иностранного гражданина намерения проживать на территории РФ не освобождает его от ответственности за нарушение действующего законодательства РФ и не является безусловным основанием для снятия запрета на его въезд в РФ. Вместе с тем, при наличии особых (исключительных) обстоятельств, применение к иностранному гражданину всего (в полном объеме) срока неразрешения въезда в РФ, указанного в ранее принятом соответствующем решении уполномоченного органа, может быть признано неоправданным ограничением права на уважение частной жизни, несоразмерным тяжести ранее совершенных этим иностранным гражданином административных проступков. К таким особым (исключительным) обстоятельствам в судебной практике в ряде случаев относятся: устоявшиеся семейные связи на территории РФ, в силу наличия которых иностранному гражданину затруднительно проживать за пределами РФ; наличие у него места работы на территории РФ; наличие у него несовершеннолетних детей либо иных родственников на территории РФ и др. (см., напр., Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 18.01.2021 № 33а-1959/2021 по делу № 2а-1539/2020).
Таким образом, неразрешение на въезд может быть преодолено (отменено) в связи с наличием каких-либо исключительных, объективных причин личного характера, которые бы подтверждали чрезмерное и неоправданное вмешательство Российской Федерации в личную и семейную жизнь иностранного гражданина, при этом несоразмерность такого вмешательства должна быть очевидна.
