Не согласны с начислениями за общедомовые нужды. Почему мы должны их оплачивать?

«Живу в 3-х этажном доме. На нём нет ни поливочного крана, ни чего другого, откуда можно было бы брать воду вне квартир. А в квитанциях мы всё время получаем начисления за воду на общедомовые нужды.  Есть ли какое-то постановление, обязывающее нас это оплачивать?» – Нина Михайловна, д. Борки, Новгородский район.

Отвечает директор ООО «Демянский юридический центр» Дмитрий МАРТЮЧЕНКО:

– В соответствии с ч.9.2 ст.156 Жилищного кодекса РФ размер расходов на оплату коммунальных услуг, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, определяется исходя из норматива потребления на общедомовые нужды соответствующего вида коммунальных ресурсов – с проведением перерасчета исходя из показаний общедомового прибора учёта (при его наличии). Норматив потребления на общедомовые нужды утверждается областными администрациями в порядке, установленном Правительством РФ – по тарифам, установленным в конкретном регионе. Тарифы также устанавливаются правительством региона. Перерасчёт осуществляет в порядке, установленном правительством РФ.

Это положение вызвало много вопросов на практике – в результате появились разъяснения Минстроя России, изложенные в письме от 17.11.2017 № 50534-ОГ/04, смысл которых сводится к следующему.

Объем общедомовых нужд не может превышать объема, рассчитанного по нормативу.

Иное возможно только в случае, если общим собранием жильцов многоквартирного дома (далее – МКД) принято решение о распределении доли потреблённого коммунального ресурса (воды, электроэнергии и т.д.), которая по показаниям общедомового прибора учёта превышает норматив потребления этого коммунального ресурса, между всеми жилыми и нежилыми помещениями –  пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения. Это следует из абзаца 2 п. 44 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Данное установление подтвердил Конституционный Суд РФ в своём Определении от 26.10.2021 № 2301-О, акцентировав внимание на порядке проведения перерасчета исходя из показаний общедомового прибора учета, установленном Правительством РФ: указанный порядок перерасчета (с учетом положений п. 29 «Правил содержания общего имущества в МКД», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, и разъяснений, отраженных в письме Минстроя РФ от 17.11.2017 № 50534-ОГ/04) исключает начисление собственникам и пользователям помещений в МКД платы за разницу между нормативом потребления и показаниями общедомового прибора учета – без соответствующего решения общего собрания собственников помещений в МКД.

Таким образом, если в доме имеется общедомовой прибор учета, то оплата должна производиться:
–  по нормативу, если фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды равен или превышает норматив;
–  по показаниям общедомового прибора учета, если такие показания меньше, чем объем по нормативу.

Фактический объём потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями общедомового счётчика и суммой показаний индивидуальных счётчиков и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Норматив в данном случае используется для тех помещений, собственники которых вовремя не сдали показания счётчиков. Полученный фактический объем потребления распределяется между всеми собственниками помещений в МКД пропорционально их доле в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Чтобы узнать фактические показания общедомовых счётчиков, потребитель имеет право обратиться в управляющую организацию и ознакомиться со сведениями о таких показаниях за последние три года. Согласно пп. «е» п. 31 «Правил предоставления коммунальных услуг» управляющая организация обязана предоставить возможность ознакомиться с указанными сведениями в течение одного рабочего дня со дня обращения потребителя.

Если у читательницы имеются обоснованные сомнения в правильности расчета платы за воду, потребленную на общедомовые нужды, то она вправе обратиться с заявлением о проверке законности этого расчета к прокурору района или с соответствующим заявлением непосредственно в суд.

Стоит дополнительно отметить, что Верховным Судом РФ была сформулирована правовая позиция, суть которой заключается в том, что собственники и наниматели помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества в МКД независимо от факта пользования им (например, лифтом). От внесения платы за содержание общего имущества в МКД также не освобождают отсутствие у собственника помещения письменного договора управления с управляющей организацией либо временное неиспользование жилого или нежилого помещения собственником или иными лицами (см. п.п. 12, 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22).

Суды рассматривают множество различных споров по поводу возложения на собственников помещений в МКД необоснованных расходов по содержанию общего имущества или расходов на оказание дополнительных услуг, с которыми собственники не согласны (например, платы за установление и обслуживание видеонаблюдения, взносов на содержание юриста, платы за услуги охраны и консьержа и т.п.). Чаще всего проблема заключается в том, что решение о размере затрат на содержание помещения в МКД принимается общим собранием собственников либо общим собранием членов специализированной некоммерческой организации (ТСЖ, ТСН), когда определяющим является мнение большинства участвующих в таком собрании лиц.

Поэтому при разрешении споров суды, мотивируя выносимые ими решения, прежде всего отмечают обязательность принятых общим собранием решений по вопросам, отнесенным к его компетенции, для всех собственников (нанимателей) помещений в МКД.



подпишитесь на нас в Дзен