После операции по коррекции зрения муж ослеп. Положена ли ему инвалидность?
Валентина, д. Наволок, Новгородский район
По вопросу нашей читательницы мы направили два запроса: в Министерство труда и соцзащиты Новгородской области с просьбой ответить насчёт инвалидности, а также в региональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), чтобы выяснить, вправе ли ослепший мужчина потребовать какую-либо компенсацию в данном случае.
Минтруда перенаправило наш запрос в Министерство здравоохранения Новгородской области, откуда за подписью министра Валерия ЯКОВЛЕВА пришёл следующий ответ:
«Наличие показаний для направления гражданина на медико-социальную экспертизу, занимающуюся установлением инвалидности, определяет лечащий врач. Он назначает пациенту необходимые обследования и консультации профильных специалистов. С результатами обследования врач представляет пациента врачебной комиссии, которая оценивает состояние организма пациента. При наличии оснований для направления на медико-социальную экспертизу лечащий врач оформляет форму №088/у «Направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией».
В данном случае пациенту необходимо обратиться к участковому врачу-терапевту для определения показаний к направлению гражданина на медико-социальную экспертизу».
Что же касается возможного некачественного оказания мужу нашей читательницы медицинских услуг, которое могло явиться причиной ухудшения его здоровья, Ольга БЫСТРОВА, начальник отдела защиты прав потребителей регионального Управления Роспотребнадзора, ответила следующее:
– Отношения между физическими лицами и организациями (предпринимателями), осуществляющими медицинскую деятельность, основанные на возмездном предоставлении гражданам медицинских услуг, регулируются соответствующими положениями Гражданского кодекса РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей», «Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».
В соответствии с п.9 постановления Пленума от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей.
Каждый потребитель, которому была оказана некачественная услуга, имеет возможность восстановить свои нарушенные права.
В случае оказания некачественной услуги, согласно ст.29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе требовать:
• безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
• соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
• безвозмездного повторного оказания услуги;
• возмещения понесенных потребителем расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
Потребитель также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы, и морального вреда.
Пациент может предъявить перечисленные требования – как при принятии некачественной услуги, так и в течение гарантийного срока (если имеется такой). Если гарантийный срок на предоставленную услугу не предусмотрен, тогда требование может быть предъявлено в разумные сроки, то есть, как предусмотрено Законом, в течение 2-х лет со дня принятия результатов услуги.
Однако, как указано в вопросе читателя, операция была проведена 3 года назад. Но в любом случае рекомендуем обратиться в адрес исполнителя медицинских услуг – лечебные учреждения, которые оказывали услугу – как платную, так и бесплатную, а не к конкретному врачу.
В данной претензии должна быть подробно описана сложившаяся ситуация, а также точно указано требование, которое Вы выдвигаете к организации. Претензию стоит составить в 2-х экземплярах, так как один из них должен остаться у Вас.
Документ Вы можете передать самостоятельно, через приемную организации – в данном случае на второй (Ваш) экземпляр сотрудник медицинского учреждения должен нанести запись о получении претензии с указанием точной даты и лица, принявшего документ. Также претензия может быть передана посредствам почтовой связи – заказным письмом с уведомлением о вручении, на котором сотрудниками почты будет нанесена запись о получении данного письма адресатом.
К претензии можно приложить копии документов, подтверждающих оказание Вам услуги в данном учреждении. Таким доказательством могут служить чек, договор, медицинская карта пациента и др. документы.
Гражданин вправе обратиться в Управление Росздравнадзора по Новгородской области (Великий Новгород, ул. Яковлева, д.13), в Министерство здравоохранения Новгородской области (пл. Победы-Софийская, д.1), которые осуществляют государственный / ведомственный контроль соблюдения порядков и стандартов оказания медицинской помощи.
Также гражданин может обратиться в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новгородской области (ул. Октябрьская, д.12 кор. 1), в свою страховую организацию, так как согласно подпункта 6 ст.16 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» от 29.11.2010 г. №326 ФЗ, застрахованный имеет право на получение от Федерального фонда, территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и условиях предоставления медицинской помощи.
Согласно подпункта 9 указанной статьи гражданин имеет право на возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
