Сколько можно автоматически подключать платные допуслуги? Как с этим бороться?
И вот опять пришла квитанция, и опять там «антивирус» – ещё и по более высокой цене. Как найти на них управу? Привлечь к ответственности и заставить больше не подключать без моего согласия никаких дополнительных услуг?»
Отвечает Ольга БЫСТРОВА, начальник отдела защиты прав потребителей и контроля за соблюдением правил реализации товаров, работ, услуг Управления Роспотребнадзора по Новгородской области:
– В силу п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Согласно п. 3 ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель не вправе без получения согласия потребителя оказывать дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на оказание дополнительных услуг за плату оформляется исполнителем в письменной форме, если иное не предусмотрено законом. Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельства, в силу которого такое согласие не требуется, возлагается на исполнителя.
В соответствии со ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором. В силу ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
При этом надо учитывать, что на сегодняшний день действуют ограничения по проведению проверок в отношении хозяйствующих субъектов. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по исключительным основаниям при условии согласования с органами прокуратуры. К таким основаниям относятся выявление непосредственной угрозы либо фактов: причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью; ущерба обороне страны и безопасности государства; возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; а также выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований.
Следовательно, на сегодняшний день Управление не вправе как выдать предписание по устранению нарушений обязательных требований, так и привлечь нарушителя к административной ответственности, т.к. данные меры могут быть предприняты только по результатам контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, т.е. проверки.
В первую очередь потребителю нужно обратиться к поставщику услуг через официальные каналы связи с письменным заявлением, изложив свои претензии. В случае неурегулирования вопроса в добровольном порядке можно обратиться в адрес Управления Роспотребнадзора для принятия мер в пределах полномочий, в том числе судебной защиты прав потребителя, приложив все имеющиеся документы. Также за защитой нарушенных прав можно обращаться напрямую в судебные органы, так как по общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 11 ГК РФ и п. 1 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», защита прав потребителей осуществляется судом.
Дополнительную консультацию и практическую помощь по вопросам защиты прав потребителей можно получить:
• в Общественной приемной Управления Роспотребнадзора по Новгородской области по адресу: В.Новгород, ул. Германа, д.14, каб. № 101, тел. 971-106, 971-083;
• в Центре по информированию и консультированию потребителей по адресу: г. Великий Новгород, ул. Германа 29а, каб.5,10 тел. 77-20-38;
• в Едином консультационном центре круглосуточно по тел. 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный).
Также жителям Крестец можно обратиться в территориальный отдел Управления в Валдайском районе по тел.: 8 (816-66) 2-50-36.
