Вправе ли я требовать бесплатный ремонт слухового аппарата без гарантийного талона?

«30 декабря 2022 г. я купила слуховой аппарат в специализированном сурдологическом центе в Великом Новгороде. До начала мая он уже дважды выходил из строя. В первый раз поменяли трубку, почистили, а 26.04.23 взяли аппарат для отправки изготовителю и предупредили, что нужен гарантийный талон из паспорта изделия.

При покупке новый аппарат мне установили в ухо, а старый положили в маленькую коробочку, которая в наличии. А коробки с паспортом изделия и предметами ухода у меня нет. Мне 93 года, могла потерять, но это вряд ли, т.к. коробки и паспорта от двух предыдущих аппаратов у меня есть.

Покупку я оплатила карточкой Сбербанка – 22 тыс. р. (аппарат + настройка + индивидуальный вкладыш). В компьютере продавца есть и номер аппарата, так можно ли в данном случае при отсутствии гарантийного талона получить гарантийный ремонт без оплаты? Ведь для чего-то существует вся эта электроника».

Нина Александровна, г. Валдай (письмо в редакцию) 

Отвечает Светлана ГОРБУНОВА, главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей и контроля за соблюдением  правил реализации товаров, работ, услуг
Управления Роспотребнадзора по Новгородской области:

– Согласно п.1-4 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее – Закон), потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

В соответствии с п.5 ст.18 Закона продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

Считаем необходимым сообщить, что рассмотрение и удовлетворение требования потребителя зависит от установления на товар гарантийного срока.

В соответствии с п.1 ст.19 Закона потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Продавец отвечает также за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (п.6 ст.18 Закона).

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором п.1 ст.19 Закона.

Потребителю не могут отказать в гарантийном обслуживании даже при отсутствии гарантийного талона. Достаточно предоставить чек и серийный номер товара, который указан на упаковке.

Отсутствие гарантийного талона не лишает покупателя возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий (в том числе о гарантийном сроке).

Действующие нормативные акты не обязывают продавца заполнить и передать гарантийный талон, но при этом продавец обязан предоставить покупателю документ, подтверждающий дату передачи ему товара – именно с неё начинает течь гарантийный срок.

Стандартный срок официальной гарантии на слуховые аппараты – 12 месяцев со дня продажи. В течение этого времени осуществляется гарантийное обслуживание и ремонт слухового аппарата.

Если в кассовом чеке прописан гарантийный срок, то он может заменить гарантийный талон.

При этом, согласно п.5 ст.18 Закона «О защите прав потребителей», и отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не являются основанием для отказа в удовлетворении его требований.



подпишитесь на нас в Дзен