Как вернуть свои деньги, незаконно списанные с банковской карты?

«Попал в неприятную ситуацию недавно. С банковской карты списали деньги, немного правда, но все же. Вот уже две недели пытаюсь выяснить, как это могло случиться? И не могу добиться справедливости. Разъясните мне, пожалуйства, как можно законно вернуть свои кровные?» Александр Владимирович, Новозыбковский р-н

Отвечает старший помощник прокурора Брянской области Лилия Кравченко:

- Банк обязан информировать клиента о каждой операции, совершенной с использованием электронного средства платежа. Для этого он направляет клиенту уведомление в порядке, установленном договором с клиентом (ч. 4 ст. 9 Закона N 161-ФЗ). Способы направления банком уведомлений различны - смс-уведомления, рассылка по электронной почте, информирование в специальном разделе интернет-банка. При этом хотя бы один из способов информирования должен быть бесплатным для клиента.

При выявлении банком операций, соответствующих признакам перевода денежных средств без согласия клиента, банк должен приостановить использование клиентом банковской карты и предоставить ему соответствующую информацию (ч. 5.1, 5.2 ст. 8, ч. 9.1 ст. 9 Закона N 161-ФЗ; Признаки, утв. Приказом Банка России от 27.09.2018 N 2525).

Если имеются подозрения в совершении противоправных операций с вашим счетом, в частности кражи с него денежных средств, следует обратиться в любое отделение полиции и написать заявление с просьбой возбудить уголовное дело по факту совершения преступления (п. г ч. 3 ст. 158 УК РФ; ч. 2 ст. 141, ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

Заявление в банк о несогласии с произведенными операциями следует составить письменно по форме, предоставленной банком, или в свободной форме. По запросу банка к заявлению необходимо приложить дополнительные документы в зависимости от характера совершенной по счету операции (например, постановление о возбуждении уголовного дела).

Зачастую несанкционированные операции возникают не в связи с противоправными действиями, а из-за технических сбоев. Если это так, то по рассмотрении претензии банк устранит техническую проблему и деньги будут вам возвращены.

Законодательно установленный срок рассмотрения банком претензии - не более 30 дней со дня получения претензии, а при осуществлении трансграничных (международных) операций - не более 60 дней со дня получения претензии. Договором между вами и банком может быть установлен более короткий срок (ч. 8 ст. 9 Закона N 161-ФЗ).

При положительном решении деньги будут возвращены на счет (вклад), указанный вами в заявлении. Если вы не сообщите номер счета, то деньги будут возвращены на тот же счет (вклад), с которого они были списаны. В случае отрицательного решения вам должны предоставить мотивированный отказ. По вашему требованию результат рассмотрения претензии может быть предоставлен вам в письменной форме.

Если денежные средства были списаны со счета без вашего согласия по вине банка, вы вправе обратиться в суд с требованием к банку о выплате процентов за неправомерное удержание денежных средств помимо процентов за пользование денежными средствами на банковском счете, предусмотренных договором (п. 1 ст. 11, ст. ст. 395, 856 ГК РФ).