Инцидент на М5, где столкнулись 20 машин, автоинспекторы оформили как 11 отдельных аварий

Наш корреспондент выясняла, почему два десятка машин ехали друг в друга, не снижая скорость   ОТ АВТОРА: 29 января на редакционную почту пришло сообщение от пресс-службы УГИБДД по Челябинской области о том, что на территории Сосновского района, на участке федеральной трассы М5, произошла авария с участием 20 автомашин, в том числе большегрузных. Я решила выяснить подробности этого происшествия. В тот же день, 29 января, я позвонила дежурному сотруднику пресс-службы областного УГИБДД Александру ЯРИНУ. По его словам, ЧП случилось в 12 часов 40 минут на трассе в районе поселка Витаминный. Александр сообщил, что жертв, к счастью, нет, но дорога перекрыта в обоих направлениях.   Такая крупная авария не могла не вызвать волну обсуждений в соцсетях, так что все выходные я отслеживала комментарии. В субботу увидела на городском портале 74.ru сообщение одного из очевидцев происшествия — Владимира БЕЗБОРОДОВА, списалась с ним и поговорила по телефону. Как рассказал мне Владимир, два десятка машин сложились в «гармошку» по вине дорожников. Во время уборки снега на трассе дорожные службы подняли в воздух целые тучи снежной пыли, из-за чего резко ограничилась видимость. — Я был пассажиром в белом «Ниссане». Мы успели остановиться, но в нас сзади въехала «Газель». Вышли из машины, и я стал снимать все на видео. Одна иномарка серебристого цвета стояла сильно зажатая к обочине двумя фурами. В ней 4 человека были. Людям очень повезло, что остались живы. Они потом через окно вылезали, когда гаишники прибыли. Первая бригада ДПС — два человека — приехали через полчаса, после них минут через пять — медицинский УАЗик, потом еще несколько машин ГИБДД и МЧС. Чуть позже и ПАЗик какой-то пригнали для обогрева. Владимир дал мне ссылку на запись своего видео в YouTube. Посмотрев ролик, я тоже поразилась тому, что все участники аварии остались живы — свалка из машин выглядела устрашающе: разбитые и зажатые между большегрузами и Газелями легковушки, валяющиеся на дороге бамперы и осколки фар... По словам моего собеседника, некоторые из водителей сильно ушиблись от удара об руль. Пятеро из них обратились к подъехавшим медикам за первой помощью. Но серьезных травм и переломов ни у кого выявлено не было. После беседы Владимир дал мне телефон водителя, в машине которого ехал. Владельцу белого «Ниссана» Павлу ЯБСУ я позвонила в понедельник. Он рассказал мне, что впереди всех по трассе шла колонна уборочных машин. В какой-то момент они, перекрыв дорогу, стали уходить на разворот. Ехавший следом за ними водитель бензовоза из-за поднятой ими снежной пыли не сразу разглядел, что впереди — уборочная техника, ему пришлось экстренно тормозить. В этот момент в него врезалась ВАЗовская «пятерка», в нее — внедорожник «Тойота». Пытаясь уйти от столкновения, водитель «Тойоты» перестроился в левый ряд, но это не помогло. Зацепив еще один автомобиль, эти четыре машины перегородили обе полосы движения. Позади шли две фуры, они успели остановиться. Но следовавшие за ними машины скользили, как на катке, и врезались друг в друга, как падающие костяшки домино. — Я ехал в числе первых, увидел аварию и стал тормозить метров за 300 до стоящих впереди побитых машин. Но сзади шла «Газель» и она толкнула мою машину в эту кучу. У меня полностью снесена задняя часть автомобиля, багажник вмяло в салон, а переднюю часть машины втолкнуло под фуру. В этой ситуации даже подушки безопасности не сработали. Если бы в нас врезалась еще хоть одна машина, мы бы погибли. Теперь мой «Ниссан» восстановлению не подлежит, — говорит Павел. По его словам, попавшие в аварию люди стали выбегать прямо на дорогу и размахивать руками, тормозя сзади идущие автомобили. Они очень рисковали, но иначе свалка из разбитых машин была бы еще больше. В разговоре со мной оба очевидца — и Павел, и Владимир, высказались о том, что вина, по их мнению, полностью лежит на дорожниках. — Если машина въезжает в зад другой машине, по правилам дорожного движения, вина, конечно, лежит на водителе. Но в этой аварии большая часть вины — на дорожных службах. Потому что они проводили свои работы без предупреждающих знаков. У нас есть видео с регистратора — мы снимали, начиная от объездной дороги вокруг Челябинска вплоть до места ДТП, и на всем протяжении трассы было лишь два знака, ограничивающих скорость до 70 км в час, и то они находились за пять километров до места ДТП. Мы пересмотрели все видео, и не нашли других предупреждающих знаков. Павел и Владимир говорят, что знаки ограничения скорости каким-то волшебным образом появились уже после аварии, равно как и посыпка на скользком участке дороги. — Я сам был свидетелем — после приезда нескольких экипажей ДПС приехал еще и автомобиль с гравием, и дорожники внаглую посыпали им лед на месте ДТП, — высказался Павел. В понедельник я позвонила в ФКУ УПРДОР «Южный Урал», эта компания занимается поддержанием на должном уровне участков федеральных трасс, пролегающих на территории нашей области. По телефону со мной побеседовала пресс-секретарь ведомства Татьяна ДЕНИСОВА. — Согласно заключению областной ГИБДД, речь идет не о массовой аварии, а о 17 отдельных ДТП. Они произошли по вине водителей, которые не соблюли скоростной режим, проигнорировав предупреждающие знаки, и не соблюли дистанцию. Участок дороги в районе 40-го километра трассы М5 обслуживает наша подрядная организация — ДЭП «106». Знаки предупреждающие они устанавливали — за пятьсот метров, триста и двести. Скорость водителей должна была падать — сначала 70, потом 50 и до 30 км в час. Если бы машины шли со скоростью 30 км в час, они бы успели затормозить. Можно говорить о том, что водители сами себя наказали, проигнорировав дорожные знаки, — комментирует Татьяна Денисова. Она также отметила, что некоторые из попавших в беду водителей вышли на трассу на плохой резине. — Я была непосредственно на месте аварии, осмотрела состояние дороги. Там было все подсыпано. То есть сухое покрытие и снег вывезен. У нас не бывает таких шуток, как в Челябинске. У нас подрядчиков очень жестко наказывают за несоблюдение условий договора, — резюмировала она. Вечером в понедельник я позвонила старшему инспектору по пропаганде УГИБДД по Челябинской области Александру КУРЫНКИНУ, чтобы выяснить, кого все-таки автоинспекция признала виновным в этой аварии. — Впереди шел бензовоз, когда он остановился, в него все остальные машины стали врезаться в условиях плохой видимости из-за снежной пыли, которая поднялась во время работы дорожной техники. На момент составления протоколов временные знаки, ограничивающие скорость, стояли на обочине. В аварии пострадали 20 машин, шесть из них — грузовые. Было зафиксировано 11 отдельных схем ДТП, то есть по факту есть 11 виновников аварии — это водители, которые не смогли вовремя остановиться, не соблюли дистанцию и въехали во впереди идущие автомобили, — сообщил мне Александр Курынкин. По его словам, водители нарушили пункт 10.1 ПДД, в котором в качестве наказания фигурирует предупреждение, так что штраф не выпишут никому. Компенсацию за разбитые машины водители будут получать в рамках ОСАГО. Конечно, возмещения в 400 тысяч рублей для покрытия убытков хватит не всем. Поэтому тем, кто захочет добиться более крупной суммы компенсации, а также те, кто считает, что в аварии повинны скользкая дорога, неубранный дорожниками снег и отсутствие предупреждающих знаков, придется обращаться в суд. Ксения ЦАРЕВА, Сосновский район   Запись с видеорегистратора а/м Газель, врезавшегося в белый "Ниссан" (предоставлена Павлом Ябсом):


подпишитесь на нас в Дзен